На научной конференции в МГУ говорили о конфессиональных СМИ в России

25.11.2016

В работе секции «Религия и СМИ», состоявшейся 17 ноября в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова в рамках Международных научных чтений «СМИ и массовые коммуникации – 2016», приняли участие эксперты по конфессиональным СМИ в России. Руководитель пресс-службы РОСХВЕ Антон Кругликов рассказал о положении дел в протестантских СМИ.

Уже не первый год один из авторитетнейших вузов столицы – Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова - проводит Международные научные чтения «СМИ и массовые коммуникации – 2016», которые собирают представителей научного мира из разных стран ближнего и дальнего зарубежья.

Главная тема чтений в этом году была сформулирована как «Расширение медиаграниц в XXI веке: влияние дигитализации на медиасреду».

Вопросам взаимоотношений между религиозными организациями и современными медиа традиционно посвящена секция «Религия и СМИ», проходящая уже пятый год подряд. Отличительной особенностью секции в этом году стало участие в ней, помимо ученых и преподаватели, еще и экспертов в области конфессиональных СМИ.

Так, журналист Семен Чарный рассказал о ситуации с иудейскими СМИ в России. В целом тренд их развития, по его оценкам, крайне негативный. Эксперт связывает это сразу с несколькими факторами. Во-первых, еврейская община в России численно уменьшается, причем уезжают за рубеж люди среднего возраста, т.е. кто в первую очередь читают СМИ и готовы их делать. Второй аспект сокращения количества СМИ - доступность сети Интернет и возможность находить новости где угодно и, связанное в том числе и с этим, сокращение финансирования. Так несколько месяцев назад прекратило свою работу «Агентство Еврейских новостей». «Если хотите познакомиться с жизнью еврейских общин страны, поторопитесь, пока сайт еще работает, - сказал Семен Чарный в завершение выступления, - ничего аналогичного нет и, вероятнее всего, уже не будет».

На научной конференции в МГУ говорили о конфессиональных СМИ в России Руководитель отдела национальных проектов МИА «Россия сегодня» Радик Амиров познакомил собравшихся с ситуацией с исламскими СМИ. Их количество и качество эксперт оценил как явно не соответствующее количеству проживающих в стране мусульман. В качестве факторов, определяющих такое положение дел, он назвал большую раздробленность мусульманского сообщества России, а также серьезную недооценку священнослужителями значимости связей со светскими и развития собственных СМИ. Большинство муфтиев сформировались как служители в Советском Союзе или переняли установки предшественников, которые боялись как любых контактов со светскими СМИ, так и не до конца понимали, как сделать интересное и актуальные СМИ для своей конфессии.

На научной конференции в МГУ говорили о конфессиональных СМИ в России В свою очередь, о протестантских СМИ рассказал руководитель пресс-службы РОСХВЕ Антон Кругликов. В первую очередь, по мнению докладчика, необходимо выделять несколько основных этапов развития протестантских СМИ в стране. В советское время евангельские церкви не могли ни издавать, ни распространять газеты на серьезном уровне, а тем более иметь радиостанции или телевизионные каналы. Вследствие этого, на момент развала СССР в церквях практически не было ни специалистов, ни традиций, ни понимания, как работают современные медиа и как их эффективно использовать. Неудивительно, что большинство протестантских медийных проектов начиналось при помощи миссионеров из США или Европы.

Если в начале девяностых помощь братских объединений из-за рубежа была заметной, то со временем ситуация изменилась. С одной стороны, миссионерские проекты зарубежных фондов и миссий были перенаправлены в другие страны. С другой – в России появились серьезные барьеры, в том числе законодательные, ограничившие возможности поддержки как благотворительных, так и медийных проектов из-за рубежа. Поскольку все СМИ протестантских церквей некоммерческие, а в России слабо развиты традиции поддержки финансами интересных проектов со стороны зрителей на добровольной основе, это также сказалось на развитии СМИ. Всё это привело к закрытию или серьезному сокращению части медийных проектов, в то же время некоторые СМИ напротив серьезно изменили концепцию или подходы, что позволило адаптироваться к изменившимся условиям.

В качестве примеров докладчик привел телеканал «ТБН», который был создан при помощи Trinity Broadcasting Network – крупнейшей в мире сети религиозного телевидения. Сейчас он развивается как общественный телеканал с собственным названием «Телеканал Благих Новостей». Помимо этого, на его базе созданы дополнительные проекты: телеканал «Улыбка ребенка» (для детей), и «Вера 24» (транслирующий проповеди и богослужения). Не только сохранились, но и развиваются в сфере Интернет-вещания радиостанции «Радио Теос» и «Новая жизнь». Обе станции стараются быть интересными не только для верующей аудитории, но и охватить более широкий спектр слушателей.

Из печатных СМИ, как самый масштабный, был отмечен проект церкви Адвентистов Седьмого Дня газета «Ключи к здоровью», посвященная, как видно из названия, вопросам здоровья человека. Газета печатается по всей стране общим тиражом почти полмиллиона экземпляров. Другой проект АСД – это духовно-просветительская газета «Сокрытое сокровище», издается в г. Йошкар-Оле тиражом почти 60 тысяч экземпляров и распространяется по всей стране через рассылку и поместные церкви. Есть проекты для молодежи - газета-журнал «TD формат» и для детей «Нескучные страницы», имеющие меньшие тиражи.

Как серьезное издание, рассчитанное на вдумчивую аудиторию, развивается издаваемая в Санкт-Петербурге евангельским христианами-баптистами газета «Мирт». Два издательских проекта церквей РОСХВЕ, несмотря на все сложности, переживаемыми печатными СМИ, продолжают распространяться не только в регионах, но и по всей стране. Это существующая с 1996 года в Ярославле газета «Екклесиаст» и газета «Жива Вера», которая издается в Пензе. Есть еще ряд издательских проектов, но они носят более локальный характер и имеют небольшие тиражи. Главным же источником информации о жизни евангельских церквей страны является Интернет, прежде всего, сайты конфессий и религиозных объединений. Однако есть и межконфессиональные Интернет-порталы, такие как Protestant.ru, 316news.org, Amencafe.ru и ряд других.

Говоря о медиастратегии РОСХВЕ, руководитель пресс-службы отметил, что основной упор в ней делается не на развитие собственных медиапроектов, а на установление хороших и конструктивных отношений со светскими СМИ, чтобы в потоке общей информации присутствовала точка зрения протестантских церквей по актуальным и востребованным обществом вопросам.

Помимо информации о конфессиональных СМИ, на секции были представлены доклады представителей научного сообщества: «Переосмысление сакрального и светского в посткоммунистических обществах: эффекты и пределы воздействия СМИ» - Виктор Хруль (МГУ имени М. В. Ломоносова), «Духовные вызовы визуальной культуры» - Мариан Гавенда (Университет Коменского в Братиславе), «Реакция в Twitter на слова Папы Римского Франциска во время Всемирных дней молодежи в Кракове» - Моника Марта Пшыбыш (Университет кардинала Стефана Вышинского), «Освещение встречи Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в Twitter» - Юзеф Клох (Университет кардинала Стефана Вышинского).

Пресс-служба РОСХВЕ

© 2006—2022. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Дубининская, д.17, стр. 2, оф. 311

Работает на Cornerstone