Сердце образования – учитель

05.10.2023

«Учитель обращается к душе человеческой впрямую.
Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, 
своим отношением к миру…» 

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

 

1919 год. Разгар Гражданской войны в нашей стране. Время красного и белого терроров. Молодая советская республика окружена огненным кольцом различных фронтов. К Петрограду рвется армия генерала Николая Юденича. Казачьи корпуса героя Первой мировой войны генерала Антона Деникина в своем походе на Москву взяли Киев, затем Воронеж, дошли до Орла. С востока наступает 100-тысячная армия адмирала Александра Колчака. Большевиками создается подпольный Московский комитет партии и разрабатывается план эвакуации Правительства в Вологду. Председатель реввоенсовета Лев Троцкий в эти дни заявляет: «Если мы уйдём, так хлопнем дверью, что вся Европа содрогнется...». Но, во время острейшего кризиса, наряду с приказами по фронту, дипломатическими усилиями, подготовкой к контрнаступлению, совнарком (советское правительство) неожиданно 26 декабря 1919 года, принимает декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Документ предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте. Казалось бы, более неподходящего исторического момента для учреждения государственной программы народного образования (а именно об этом шла речь), трудно было найти. В дни, когда во всех губерниях и волостях истерзанной братоубийственной войной страны, действовала объявленная той или другой противоборствующей стороной мобилизация, изданный Совнаркомом документ предписывал губернским и городским Советам депутатов совместно с органами Наркомпроса в двухмесячный срок составить общие планы по ликвидации безграмотности на местах. Для ликвидации безграмотности органам ведомства предоставлялось право использовать любые подходящие для этого частные дома, церкви, клубы, помещения на фабриках, заводах, в различных учреждениях. Ради просвещения населения правительство пошло даже на сокращение рабочего дня для обучаемых. Напротив, не желающие ликвидировать собственную безграмотность и препятствующие неграмотным посещать школы привлекались к суровой уголовной ответственности. 

Сердце образования – учитель

Массовое обучение взрослых чтению и письму в ранней РСФСР называлось известным термином ликбез – ликвидация безграмотности у населения. Изданный декрет предусматривал создание учебных классов для женщин, школ при детских домах и интернатах для беспризорников, колониях - ликбезом были охвачены буквально все слои населения и возрастные категории жителей Советской России. В июле 1920 года, когда Красная армия достигла заметных успехов на фронтах, совнарком создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Помощь в создании учебников оказывали Максим Горький, Владимир Маяковский, Демьян Бедный, Владимир Бехтерев, другие писатели, поэты, ученые.  Уже в 1920 и в 1924 годах были напечатаны два издания первого советского массового букваря. Большевики умело и, на самом деле, вовремя, оперативно и успешно воплотили в жизнь главную роль образования, которая заключалась в том, что образование призвано не просто учить грамоте и передавать знание, но в первую очередь формировать мировоззрение и определенные ценности в людях. Наряду с мероприятиями по ликбезу среди взрослого населения РСФСР, когда создавались школы, группы, члены которых вели работу по обучению грамоте, параллельно проводилась широкая политико-просветительная работа, воспитывающая людей в духе коммунистического мировоззрения. Владимир Ленин с единомышленниками очень точно в годы гражданской войны поняли, что для победы Советской власти недостаточно удержать территории, нужно было изменить мышление живших на них россиян. Декрет 1919 года был первым шагом в решении задачи формирования человека нового типа для нового общества — человека советского. По переписи 1926 года грамотность населения в Советском Союзе составила 51,1%, а через 13 лет приближалась к 90%. Прогресс впечатляет. Но, вполне очевидно, что обладание грамотностью, обширным знанием или даже самым прекрасным образованием не делает человека, способным использовать свои знания на благо других.

Сердце образования – учитель

Определяющую роль в формировании личности человека в процессе обучения всегда играл педагог. «Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков и пороков» -  Анатолий Васильевич Луначарский, министр народного просвещения Временного правительства России, первый нарком просвещения РСФСР, писатель, переводчик, академик АН СССР.

Учитель, своим поведением, отношением к жизни и людям, к предмету, к самому себе, вольно или невольно, не только передаёт знания по обучаемому предмету, но и закладывает определённые ценности в жизни обучаемых. Неважно, преподаватель ли это начальных классов, тренер ли в секции, педагог ли в университете — это работает везде и во все времена. Зачастую авторитет тренера или умелого педагога в глазах ребёнка выше авторитета его собственных родителей. История знает немало примеров, когда люди, владеющие полномочиями влиять на молодое поколение посредством образования, вкладывали в них ложные ценности, которые в будущем приводили их к трагическим последствиям. Безусловно, история иллюстрирует нам и примеры другого свойства. Этот закон жизни определил развитие нашей страны, когда в глубокой древности, в конце X века в Древней Руси, киевский князь Владимир принял в качестве государственной религии византийское вероисповедание. И чтобы христианство распространилось в народе, вошло в сердца и дома древлян, учредил школы, пригласил из Константинополя грамотных христианских учителей, книжников, фактически организовал первые учебные заведения в Киеве и других крупных городах. Многими экспертами за начало истории отечественного образования принимается как раз конец X века. Поколение детей, которых Владимир отдавал в обучение, ко времени правления его сына Ярослава Мудрого выросло и имеются данные о том, что количество обучаемых детей, только из сыновей старост и приходских священников, исчислялось уже сотнями. С тех далеких времен до сегодняшних дней христианство является одной из основных религий России. Учитель прикасается к душам детей в том возрасте, когда у них формируются авторитеты и убеждения. В итоге учитель своим призванием связывает поколения людей между собой. То, чему научат учители сегодня детей, в таком обществе будут жить и их дети и они сами в старости.

Сердце образования – учитель

Любой закон жизни, который определяет наше бытие, мы можем обнаружить в Писании. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему...», Евангелие от Иоанна 14:26. Прежде всего призванием Духа Святого, как Утешителя от Бога, является призвание научить человека. Он помогает осмыслить сверхъестественные процессы, в которые приглашает Бог. Он обучает и оснащает людей таким образом, чтобы они, участвуя в этих процессах, могли исполнить Его волю на Земле. С каждым актом такого обучения Дух Святой открывает образ Бога для человека и через человека. Именно о подобной передаче Небесных ценностей через свою жизнь людям, не знающим Его, Иисус сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа», Евангелие от  Матфея 28:19. Когда человек понимает, что речь идёт не только лишь о проповеди или цитировании Писания, но и о демонстрации своей собственной жизнью ценностей Иисуса Христа, он начинает это делать незамедлительно.

Учителя - люди особенного влияния. Через переданные знания литературы, истории, математики, драматургии, профессиональной спортивной подготовки и прочее они могут открывать своим воспитанникам образ Бога и, таким образом, вносить бесценный вклад в формирование поколения, которое будет знать и любить Своего Творца.

В День учителя поздравляем всех педагогов, воспитателей, тренеров, работников системы образования - каждого, кто причастен к процессу образования в нашей стране, и молимся о благословении в столь важном и незаменимом труде, определяющем будущее нас и наших детей. Спасибо вам и с праздником!

Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Другие материалы

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone