«Реформация — это не революция.
Никогда отцы Реформации не призывали
разрушить до основания прежнее,
чтобы построить что-то свое новое.
Реформация — это эволюция».
Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года, когда католический монах Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви 95 тезисов, в которых выступал против злоупотреблений в католической церкви. Но идеи Реформации, так или иначе, звучали в европейском сообществе задолго до Мартина Лютера. Условия для этого начали складываться ещё в XIV веке, благодаря переменам, которые происходили в культурной жизни общества.
Европа переживала Ренессанс или эпоху Возрождения. Период этой эпохи пришёлся на поздние Средние века и начало Нового времени. Главной особенностью культуры ренессанса являлось то, что она приобретала всё более светский характер, ставя в центре своего творчества человека и его земную жизнь. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых всё больше находилась вне контроля церкви. В эпоху Возрождения зарождается гуманизм - философское движение, рассматривающее человека, его свободу, его деятельность как наивысшую ценность. Идеи гуманизма распространялись широко, изменившаяся культурная и интеллектуальная среда в Европе побуждала людей по-новому посмотреть на все проявления культуры, в том числе и на религию. Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета в 1379 году сделал революционное на то время заявление, в котором утверждал, что Христос, а не Папа Римский является главою церкви, Библия должна стать единственным авторитетом для верующих и церковь должна строиться по новозаветному образцу. Профессор работал над переводом Библии на английский язык и к 1382 году был закончен первый полный перевод Нового Завета. В 1384 году англичане имели полный текст Библии на родном языке. И хотя взгляды Виклифа были осуждены как в Лондоне, так и в Риме, студенты из Чехии, обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на Родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса.
Ян Гус, пастор Вифлеемской часовни, внимательно изучал труды английского профессора и обучался в Пражском университете. Через некоторое время Гус стал его ректором. В своих высказываниях Гус начал предлагать реформу церкви в Чехии, сходную с той, о которой писал Виклиф. Его проповеди пришлись на время, когда чешское народное движение выступало против власти на ее территории Священной Римской империи, которая через немецкое духовенство стремилась обладать участками на Куттенберских рудниках. Стремясь остановить народное недовольство, Папа римский Иоанн XXIII по настоянию императора Сигизмунда I созвал Констанцкий Собор (XVI вселенский), на котором Ян Гус был провозглашен еретиком. В итоге Ян Гус в 1415 году, а его сподвижник Иероним Пражский на следующий год, были сожжены на костре. Еретиком также объявлялся и Джон Виклиф.
Примечательно, что ни один из отцов Реформации не призывал к революциям. Никто из них не планировал начать новую христианскую конфессию. Их понимание Писания, христианской жизни, деятельности церкви расходилось с тем, что видели их глаза и они привлекали своими выступлениями внимание к этим несоответствиям. Тем более, не желал церковного раскола монах-августинец, ставший знаменитым на всю будущую историю человечества благодаря своим 95 тезисам. Надо понимать, что в начале XVI века мышление европейца не допускало даже возможности альтернативы единой Вселенской церкви, которая в их сознании была непоколебимым оплотом духовных истин. Эти люди никогда не видели, что такое жизнь без королевской или императорской власти и без Папы Римского. Их мышление и восприятие формировалось веками.
В тезисах Лютера нет прямых утверждений пяти «только», базовых принципов протестантизма: только Писанием, только верой, только благодатью, только Христос, только Богу слава, как многие ошибочно полагают. Но, несомненно, речь об этом идёт красной нитью через всё послание Лютера. Основное положение, на котором Лютер делал акцент, гласило, что человек достигает спасения души, оправдания не через церковь и её обряды, а при помощи личной веры, даруемой ему непосредственно Богом. Также Лютер отстаивал мысль, что единственным авторитетом и источником духовных истин должно быть Священное Писание. Высшее духовенство Рима поначалу не проявило особой озабоченности выступлением Лютера. Мало ли какой монах где-то высказывает свои соображения. В то время многие монашеские ордена публично дискутировали друг с другом.
Может быть, все бы закончилось договоренностью между Лютером и папскими эмиссарами, согласно которой он берётся не распространять свое учение, но при этом другая сторона также будет хранить молчание относительно его убеждений. Если бы не Лейпцигский диспут. Это событие произошло в 1519 году и стало ключевым для Реформации. Лютер был приглашён на диспут, в котором выступающие заранее приготовили свои тезисы, направленные против убеждений Лютера. Он посчитал происходящее нарушением договора и выступил в ответ. Прения происходили во дворце герцога при стечении множества народа. Лютер начал свою речь словами покорности Папе. После того как он изложил свои взгляды, дискуссия растянулась на два дня только по одному вопросу: роли добрых дел в спасении человека. Стороны по итогу не пришли к единому мнению. Тогда был поднят вопрос о главенстве церкви. Это была своего рода провокация, так как все понимали, что публично подвергнуть сомнению верховенства власти Папы в церкви сродни еретизму, в каком, собственно, был обвинен Ян Гус и сожжен на костре. Лютер в своих доводах упомянул Яна Гуса, что было, по мнению некоторых историков, непоправимой ошибкой с его стороны. Утверждение Лютера, что только Христос является главою церкви, предполагало, что папские эдиты могут быть ошибочными. Лютер не согласился с решением Констанцского Собора о безусловном авторитете Папы. Тогда он услышал в свой адрес слова папского эмиссара: «Почтенный отец, если по вашему мнению законно собранный собор может погрешать, вы для меня язычник и мытарь». Таким образом была разорвала всякая связь Мартина Лютера с католической церковью.
Следующим шагом со стороны Лютера было действие, на которое не только духовная, но и светская власть не могла не ответить. 10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды. Император Священной Римской Империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм с целью убедить его отказаться от своих взглядов — подобно тому, как сто лет назад подобную попытку предпринял император Сигизмунд в отношении Гуса. Лютеру отвели два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня Лютер, стоя перед императором, окружённым верховными и духовными правителями, сказал свои знаменитые слова: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Пути назад больше не было. Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской империи. Вормсский эдикт 1521 года, изданный императором Карлом V, объявлял Мартина Лютера еретиком и преступником, запрещал издание и распространение его трудов. В нём было также оговорено, что предоставление Лютеру убежища или иной помощи будет расценивается как преступление против законов империи.
Мартин Лютер был вынужден несколько лет скрываться в Вартбургском замке, под покровительством знатного вельможи, разделявшего взгляды теолога. В годы невольного заточения он занимался переводом текстов Нового Завета на немецкий язык, а также вел переписку с последователями. Изоляция Лютера не помешала быстрому распространению Реформации по германским землям. В 1544 году император был вынужден прекратить судебные процессы против лютеран.
В 1518 году, независимо от Лютера в Цюрихе, в Соборе Гроссмюнстер, начал свои проповеди христианский богослов Ульрих Цвингли. В центре внимания его проповедей было учение о Божьей благодати, о неизменном авторитете Священного Писания, об искупительной для всего человечества жертве Иисуса Христа, о христианской свободе. Реформация в Швейцарии развивалась параллельно с учением Мартина Лютера в Германии, но независимо от него. Была организована встреча Лютера и Цвингли, на которой они обменялись своими взглядами. На встрече были рассмотрены 16 теологических вопросов и в 15 из них позиции двух великих реформаторов совпадали. Расхождения коснулись понимания таинства причастия. На взгляд Лютера, расхождения были настолько серьёзными, что Лютер отказался принять Цвингли за единоверца. 11 октября 1531 года Ульрих Цвигли погиб в сражении между цюрихцами, которые приняли и поддержали идеи Реформации и объединенным войском католических швейцарских кантонов. 18 февраля 1546 года Мартин Лютер умер в городе Айслебен в возрасте 62-х лет.
С течением времени движение Реформации охватило многие страны центральной, северной и западной Европы. В результате своего развития, несмотря на внутренние конфликты и множество появившихся новых христианских движений, часто автономных друг от друга, Реформация повлияла на все основные сферы жизни европейской цивилизации. В политической части возникновение независимых от Рима национальных церквей способствовало росту национального самосознания народов Европы. Провозглашение духовного равенства людей перед Богом без выделения особой категории привилегированного священства развивало убеждение о равенстве гражданском. Начала формироваться демократическая система управления государством. Перевод Библии на национальные языки открыл не только возможность обучению грамоте крестьян и ремесленников, но и послужил возникновению новых высших школ и университетов. Если на начальном этапе они служили подготовке кадров для национальных церквей, то впоследствии - для обучения студентов всему спектру светских наук. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.
Реформация оказала решающее влияние на смену старой феодальной экономической системы на новую капиталистическую. Во времена средневековья католическая церковь играла одну из основных ролей в жизнеспособности феодального строя благодаря тому, что сама являлась крупным феодалом - в некоторых странах владела до трети всей обрабатываемой земли и применяла те же методы использования труда крестьян, что и светские феодалы. При этом в отличие от мирских ремесленников, церковь была освобождена от налогов на монашескую продукцию. Протестанты выработали новую трудовую этику, которая основывалась на религиозной доктрине о добродетельности труда и учила, что работать добросовестно, усердно и творчески - есть такое же служение Богу, как служение священника в храме. Подобное отношение к работе простых людей способствовало промышленному прогрессу в обществе, формированию новых экономических связей, в результате чего государства, затронутые реформаторским движением, начали стремительно экономически развиваться.
То, что Реформация за такой короткий исторический период произвела столь существенные перемены не только в религиозной жизни общества, но и в социально-политической, говорит о том, что стремление людей к свободе, к творческому созиданию заложено в человеческой природе. Выдвинутые отцами Реформации принципы высвободили потенциал преобразований, которые приобрели столь широкие масштабы именно по этой причине. Всё, что хотели совершить лидеры Реформации - восстановить Библейские истины в жизни Христовой церкви. Но история показала, что Евангельские истины могут изменить жизнь целых наций, если жить в соответствии с ними. Эти принципы сформулированы в известных многим доктринах протестантизма Quinque sola («пять только»): только Писанием, только верой, только благодатью, только Христос, только Богу слава.
Мы, наследники Реформации, понимаем, что сегодня Реформация продолжается и продолжается в первую очередь в нас. Реформация — это ежедневное личное преображение в Его образ, процесс познания Христа и влияние Божьим светом на этот мир. Богопознание - процесс вечный, он не может остановиться. Реформация — это не революция. Никогда отцы Реформации не призывали разрушить до основания прежнее, чтобы построить что-то свое новое. Реформация — это эволюция. Как учил Иисус: «всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое», Мф.13:52. Каждый человек, рождённый свыше и наученный Царству умеет ценить и хранить наследие, доставшееся ему от духовных отцов и под водительством Духом Святым приносить в это наследие то новое, что Бог открывает сегодня. Когда мы празднуем день Реформации, для нас это непамятная дата давно минувших событий. Это возможность поблагодарить Бога за то наследие, которое нам оставили предыдущие поколения и напоминание о том, что нам дана честь приумножать это наследие современными, актуальными для сегодняшнего дня, откровениями Духа Святого. Реформация продолжается.
С днем Реформации!
Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.