Основа российской государственности. Ко дню народного единства

03.11.2023

«Межнациональное и межрелигиозное согласие — 
это основа российской государственности», 
Владимир Путин, Президент РФ


День народного единства установлен 4 ноября 2005 года в честь окончания Смутного времени 1598 - 1613 годов. Почему время названо смутным? Слово «смутный» имеет значение «неспокойный», «полный мятежей». Можно добавить «неясный», «полный неопределенности». Время смутное означает время беспорядочное, полное раздоров, время хаоса и неопределенности. Это словосочетание очень точно описывает исторический период нашей страны конца XVI, начала XVII веков. Чем бы ни была вызвана смута, она характеризуется в первую очередь внутренним раздором в стране, фактически Гражданской войной. Неслучайно генерал Антон Иванович Дени­кин, один из лидеров Белого движения времен Гражданской войны XX века, описывая события 1917 - 1922 годов в России, назвал их в своих мемуарах «Очерками русской смуты». Оба этих критических события для нашей страны были схожи в главном: внутренняя вражда, которой воспользовались иностранные государства для интервенции в Россию. Только единение народа помогло России справиться и с внутренними беспорядками и дать отпор врагу внешнему. Подумать только: пока в XVII веке народ разбирался, кто является наследником престола после пресечения династии Рюриковичей, присягая, то одному правителю, то другому и сражаясь между собой, иностранные государства, воспользовавшись внутренней распрей в России, начали захватывать её земли.
  
В 1607 году крымские татары перешли Оку и разорили центральные русские области. Польско-литовскими войсками была взята Тверь, иностранные войска захватили Суздаль. Более того, события сложились так, что в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года польско-литовские войска вошли в Москву. Повсеместно продолжались грабежи и насилия. Сопротивление со стороны простых людей захватчикам все больше нарастало, хотя было стихийным и неорганизованным. Но народ как будто опомнился. С течением времени всю страну охватило национально-освободительное движение, которое способствовало образованию Первого и Второго ополчения. Первое ополчение, возглавляемое рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым весной 1611 года, подошло к Москве. А в это время крымские татары, не встречая сопротивления, разоряют его родной Рязанский край. Шведы захватывают Новгород, а поляки и запорожские казаки грабят Белгород. Первое ополчение не смогло изгнать интервентов с родной земли.
  
Второе ополчение собрал и возглавил нижегородский купец Кузьма Минин, который пригласил для руководства военными действиями князя Дмитрия Пожарского. В феврале отряды Минина и Пожарского начали поход к столице. Что отличало лидеров ополчения от других людей, которые пытались в Смутное время вести за собой народ? Они изначально дали понять, что не преследовали своих политических интересов, их целью являлось изгнание интервентов и восстановление российской государственности. Когда с первой попытки им не удалось войти в столицу, они организовали свой штаб в Ярославле. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский сформировали правительство «Совет всея земли», и объявили, что их руководство является временным, доколе не будет избран единый правитель России. Ополченское правительство продолжало «замирение» русских городов и уездов ради общей для всех русских земель цели. Такая позиция вызвала доверие у многих представителей знати на местах и к ополчению присоединилось большое число подмосковных городов с уездами, поморье и Сибирь. «Совет всея земли» занимался повседневной административной и судебной работой, что приносило свои результаты - на подконтрольной ополчению территории наводился порядок, прекращались грабежи и разбой, оживились торговые отношения.
  
Летом 1612 года силы ополчения насчитывали до десяти тысяч воинов, хорошо вооружённых и обученных. 18 (28) августа Второе ополчение двинулось к Москве. После нескольких сражений, ополченцы 22 октября (1 ноября) вошли в Москву, а 26 октября (5 ноября) остатки польского гарнизона покинули Кремль. Это была не просто военная победа, это была победа идеологическая, которая заключалась в том, что когда люди объединяются ради общего блага, наступив на свои личностные эгоистические интересы, они становятся непобедимыми. Общность всегда сильнее единоличия и в единстве народа сокрыта его несокрушимая сила. Когда процветает общность, блага получает каждый ее член. Но для того чтобы общее процветало, нужно на определенном этапе личному ограничить свои амбиции, быть готовым к компромиссу в поиске лучшего для всех.

Единение народа в начале XVII века не только изгнало интервентов из столицы, но и позволило решить главную проблему, вызвавшую столько бед для русской земли. Не мечом братоубийственной войны, но русским Собором был избран правитель России. Земский Собор 1613 года, созванный для избрания царя, был воистину Собором всенародным. В январе 1613 г. в Москву съехались выборные от всех сословий, включая крестьян. Приехали даже представители чёрных волостей, чего никогда не бывало прежде. Когда выборные съехались в столицу, патриархом Филаретом был объявлен трёхдневный пост, которым представители сословий всей страны очищались от грехов перед выборами нового государя. По завершении поста начались совещания, которые были бурными, но это уже было не противостояние враждующих сторон, а поиск лучшего решения для всего народа. Земским Собором 21 февраля (3 марта) был избран на царствие первый русский царь из династии Романовых Михаил Фёдорович, сын патриарха Филарета. Смутному времени подошёл конец. В стране был наведен порядок, со Швецией и со Священной Римской империей был заключён мир, с Польшей перемирие. Новое русское правительство укрепляло дипломатические, коммерческие и культурные связи с Европой, реформировало местное управление, успешно решало финансовые проблемы государства, возникшие вследствие опустошительных войн Смутного времени. В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарском». Это был первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям.
  
Во время Гражданской войны XX столетия ситуация развивалась по схожему сценарию. Пока красные и белые вели братоубийственную войну, 14 иностранных государств начали интервенцию в Россию. Ими были оккупированы Финляндия, Прибалтика, Белоруссия, Украина, Крым, Грузия и Армения. Иностранные войска вошли в Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Царицын (Волгоград), Гагры, Батуми, Баку, Владивосток, Красноярск, Иркутск, Хабаровск. Казалось, что дни России сочтены. Но по мере разрешения внутреннего конфликта, когда окрепшая Красная армия начала побеждать на всех фронтах, иностранная интервенция сошла на нет. Постепенно вооружённые части оккупантов покидали один город за другим. Последней территорией, освобождённой от интервентов, был Северный Сахалин, который японские войска оставили в 1925 году. Единение народа, на этот раз на основе новой идеологии, позволило уже через несколько лет поднять из руин разрушенную страну, превратив ее сильную державу с мировым влиянием.
  
Мы видим исторические примеры, как внутренним разладом в стране пользовались неприятели России для её расчленения и уничтожения. Мы видим, что именно сплоченность и единство наших народов в конечном итоге спасало страну от неминуемого краха. Прошлое также нас учит, что благодаря единству народа, Россия могла дать отпор и победить сильного, беспощадного врага. История России знает две войны, которые названы отечественными - одна с Наполеоновской армией 1812 года, другая - Великая Отечественная, против гитлеровцев 1941-1945 годов. В обеих случаях наша страна также была под угрозой существования. Во время первой войны враг вошёл в Москву, во время второй стоял у порога столицы. Почему обе войны названы отечественными? Потому что всё отечество, как один человек, сплотившись, встало на защиту страны и дало отпор врагу. Первая война закончилась, когда русские войска вошли в Париж, вторая - когда наши деды вошли в Берлин.
  
Перелистывая страницы истории, мы понимаем, что именно межнациональное и межрелигиозное согласие внутри страны всегда было и остаётся основой российской государственности. Именно об этом говорил Президент Владимир Путин, обращаясь к духовным лидерам России на встрече в Кремле 25 октября 2023 года: «Такое согласие, единство нашего общества — это, безусловно, ценность. Мы один народ. У нас одна Родина». Единство многонационального и многоконфессионального народа России - уникальное явление, образец взаимного уважения разных культур и традиций для общего блага. Сегодня с уверенностью можно сказать, что совместными усилиями такое согласие было достигнуто. В России действуют межконфессиональные площадки для общения и реализации совместных проектов. Представители традиционных религий России входят в состав Общественной палаты РФ, Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными организациями. Религиозные организации со своей стороны реализуют образовательные, просветительские, культурные, спортивные мероприятия, направленные на укрепление и поддержание согласия между всеми религиями России. Например,   Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) уже много лет является организатором межконфессиональных спортивных турниров «Диалог религий», главными целями, которых являются гармонизация межрелигиозных и межнациональных отношений, продвижение мира, согласия, единства и дружбы в г. Москве, а также создание площадки для альтернативного общения между представителями различных этносов, конфессий, религиозных объединений, проживающих в столице.
  
День народного единства пропитан многовековой мудростью предков, выстрадан борьбой за суверенность и независимость страны. День народного единства призван напомнить и показать уникальный пример единения разных культур, религий и традиций многих народов для общего блага. Пример взаимоуважения, дружбы и сотрудничества, который мы призваны ценить и беречь. С народным праздником, с Днем народного единства!

Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Другие материалы

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone