Праздник Крещения и Богоявления

19.01.2024

В русской народной традиции Крещение всегда было одним из самых популярных праздников. Он окутан святой таинственностью и с ним связано множество поверьев, которые сводятся к одному: кто с достоинством, правильно встретит этот праздник, того ждут великие Божьи благословения. Наперво это касалось исцеления от всяких болезней, благодаря чудодейственной силе крещенской воды, но и не только. Для народа сызвеку было известно, что христианский Бог добрый и от Него можно ожидать многие блага и ничего иного.

Богоявление — второе название праздника, связанное с Библейским сюжетом, повествующим о том, как на крещеного Спасителя с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал Его Своим Сыном. «...Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!», Лк. 3:21-22. В видимых и доступных для человека образах была явлена Святая Троица: слышен голос Бога Отца, виден сошедший как голубь Бог Дух Святой и крестившийся Иисус Христос — Божий Сын. Было засвидетельствовано, что Иисус не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

К сожалению, понимание двух граней одного праздника — Крещения и Богоявления, взаимосвязи между этими событиями, утрачено. Сегодня более значимым становится желание иметь воду, которую священник торжественно освятил в храме. В православной традиции освященную воду называют «агиасмой» (буквально с греческого – «великая святыня») и по значимости она лишь немного уступает важности святого причастия. Многие люди верят, что агиасма сакральным образом становится той самой водой, в которую вошел Иисус Христос и передал ей Свою Божественную силу исцелять и благословлять.

В Российский Империи в праздновании Крещения Господня церемониально участвовал императорский двор и непосредственно царская семья. В Санкт-Петербурге напротив Зимнего дворца во льду замерзшей Невы вырубалась прорубь и над ней сооружался покров в виде храма, украшенный позолоченными ангелами и образами. Крещенская прорубь или иначе Иордань, ограждалась галереей, в которую помещали знамена императорских гвардейских полков для окропления их освященной водой. От Зимнего Дворца по набережной и далее по льду были проложены мостики с перилами. Путь от дворца к Иордани украшался светящимися гирляндами и праздничными флагами. Вдоль выстраивались гвардейские части в парадной форме. Хотя форма была зимняя, гвардейцы по традиции стояли без шинели и перчаток, несмотря на холод. Толпы петербуржцев приходили к Неве, чтобы, пусть издалека, но своими глазами увидеть царя и его семью, участвующих в главной в стране церемонии водосвятия. Вначале к проруби подходило высшее духовенство и служило молебен в традиции еще петровских времён. Затем к Иордани спускалась царская семья. Митрополит погружал в воду крест. В этот момент со стороны Петропавловской крепости раздавался 101 выстрел из пушек. По убеждению верующих, вода в Неве после молитвы освящалась и все, участвующие в церемонии, подходили испить её. Хотя уже в то время санитарная инспекция столицы империи запрещала пить сырую невскую воду ввиду её загрязнения городскими сточными водами и сбросами технических вод многочисленных предприятий. После водосвятия царь принимал Крещенский парад - мимо него проходили маршем гвардейцы, которые присутствовали на церемонии. Стоит ли говорить, что при таком внимании к церемонии празднования Крещения со стороны главных лиц государства, простой народ свято почитал этот праздник и его традиции. Даже более чем 70 лет борьбы государственной идеологии с религиозными убеждениями советских людей не смогли упразднить традицию освещения воды во время праздника Крещения. Практически каждый человек, рождённый в СССР, помнит, как бабушки и дедушки рано утром, чуть свет, зимой с банками уходили из дома и возвращались с наполненными ёмкостями водой, к которой относились с особым трепетом.

Крещение Иисуса Христа и чудо Богоявления связаны в один библейский сюжет как напоминание нам о том, что нынешнее, греховное состояние людей противоестественно. Наш подлинный образ совсем иной. Он намного лучше, чище и светлее теперешнего падшего состояния человечества. Мы сотворены  быть подобием Самого Бога и призваны своей жизнью отображать Его характер. Когда Иоанн Креститель был смущен тем, что должен был крестить Самого Бога, Христос ему ответил: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», Мф. 3:15. Правда заключалась в том, что Христос на Своём примере показал, что воплощение Бога в человеческом теле возможно. Но оно возможно лишь при определённом условии — крещении. 

В русском языке слова крещение и крест паронимы, поэтому прорубь для крещения чаще всего делают в форме креста. В греческом тексте Евангелия, да и во многих европейских языках крещение означает погружение (греч. βάπτισμα), евангельские христиане хорошо это знают. Погружение в религиозном смысле означает принятие смерти для себя, чтобы начать жить для Бога. «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения», Рим. 6:2-5. Другими словами, для того чтобы Бог мог жить в человеческом теле, человек вначале должен осознанно, с верой принять крещение — погружение во Христа. Принять смерть для себя, чтобы начать жить для Бога. Богоявление следует за крещением. Это две грани одного библейского сюжета и важной новозаветной истины. Сам Христос показал людям пример.

Поздравляем с великим праздником Крещения Господня и Богоявления! Мы верим, что ритуальная часть не имеет основного значения, мы с одинаковым уважением относимся к тем, кто соблюдает её, и кто нет. Но мы также верим, что каждый человек, посвятивший свою жизнь Христу, на своём опыте переживёт Богоявление.
  
Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
  

Другие материалы

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone