Председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской епископ СЕРГЕЙ РЯХОВСКИЙ: "Новая концепция молитвенных завтраков будет более с

Председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской епископ СЕРГЕЙ РЯХОВСКИЙ: "Новая концепция молитвенных завтраков будет более с

25.02.2011
Главная>Инфоблок>Новости>Председатель...

"Портал-Credo.Ru": 16 февраля состоялось продолжение заседания Консультативного совета глав протестантских Церквей России, которое началось 11 февраля. Главный вопрос повестки дня – ежегодный Молитвенный завтрак – Национальная утренняя молитва, которая проводится в марте протестантами в "Президент-отеле" при участии представителей других христианских общин. Кто теперь будет его главным организатором?

Сергей Ряховский: У нас был сложный, но весьма конструктивный разговор. Мы говорили о том, что было решение Совета глав протестантских Церквей России (КСГПЦР) детализировать все моменты: с видением, концепцией, структурой и протоколом, с расписанием и с руководством, естественно, связанные с проведением молитвенного завтрака.

Сегодняшняя встреча была важна в том плане, что ранее произошла некоторая подмена понятий, которая в течение последних нескольких месяцев вводила руководителей ряда Союзов, входящих в Консультативный совет, в смущение. Некоторые руководители ошибочно посчитали, что новая концепция, которая, несомненно, должна быть (и мы договорились и год, и два назад принципиально поменять концепцию проведения молитвенных завтраков), уже в процессе реализации, хотя на самом деле она только в процессе разработки.

Вот этого момента перехода от разработки концепции к процессу ее реализации никто не почувствовал, потому что её и не было на самом деле. По умолчанию все посчитали, что это уже свершившийся факт. Сегодня мы уточнили наши позиции, и представители конфессий, входящих в Совет, высказали свое отношение к тем идеям, которые будут заложены в новой концепции.

Новая концепция молитвенных завтраков будет более светской, более понятной большинству граждан России, гражданскому обществу. Она будет включать в себя достаточно новые элементы. В новом совете попечителей активно начнут работать общественные деятели, известные деятели культуры, ученые. Но это не вопрос ближайшего молитвенного завтрака. В его проведении будут лишь вкрапления новизны. Скажем, основные доклады будут делать не главы протестантских Церквей. Некоторые их них будут совершать краткие, без предварительных выступлений, молитвы. Один из глав Церквей сделает доклад. Но основные докладчики будут известные светские деятели – ученые, представители законодательной власти. В этом уже есть некоторая новизна.

Наше предложение к спикерам – чтобы они говорили не только на тему "Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна", но и о базовых религиозных и внерелигиозных ценностях в нашем Отечестве и, прежде всего, о своим опыте отношений с Богом, своих переживаниях. Для некоторых из них это будет весьма непросто, потому что один из них будет ярко выраженный агностик. В этом тоже есть некая интрига. Были сделаны предложения, и мы ждем согласия.

Уже после молитвенного завтрака будет еще одно заседание КСГПЦР совместно с советом попечителей, на котором уже созданная рабочая группа внесет свои предложения по новой концепции. Она предполагает отход от жесткой религиозной составляющей. Нам придется проделать серьезную разъяснительную работу, почему наша позиция склоняется к новизне, к новым возможностям, учитывая слова Христа "Се творю всё новое", чтобы это стало понятным россиянам и гражданскому обществу России.

– Почему в последних молитвенных завтраках практически не принимали участия православные? Во время последнего молитвенного завтрака представитель РПЦ МП демонстративно покинул зал. С чем это связано?

– В этом есть позиция Русской Православной Церкви и реакция ее представителей на выступление одного из спикеров. Согласно вероучению РПЦ МП, они не могут молиться с представителями инославия. Но на молитвенном завтраке от них этого и не требуется. От них ждут лишь неких заявлений, выступлений о базовых нравственных ценностях нашего общества – о том, что нас объединяет. А то, что кто-то из протестантских лидеров совершает молитвы по теме молитвенного завтрака, я думаю, что это не вызовет смущения ни у православных, ни у мусульман, ни у иудеев, ни у светских людей. Причиной ухода представителя РПЦ МП в прошлом году послужило довольно резкое и не совсем продуманное выступление одного из спикеров в адрес преподавания "Основ православной культуры". Молитвенный завтрак  – не площадка для пикирования, для взаимных упреков, а, прежде всего, площадка для выстраивания диалога, площадка миротворческая. Кто-то из спикеров это недопонял. Но и реакция представителя РПЦ МП была неожиданной.

– Насколько будут глубокими изменения в концепции и в Уставе молитвенного завтрака в дальнейшем?

– Достаточно глубокие, потому что мы движемся к более светской модели. При этом остается, что это начинали протестанты, и протестанты будут там присутствовать – это априори, но концептуальные изменения будут в стратегии и формировании совета попечителей. Сейчас идет процесс переговоров, дебатов, консультаций, жестких возражений – нормальная работа по нахождению "дорожной карты" развития молитвенного завтрака. Кстати, такая же "дорожная карта" готовится и к Первому конгрессу евангельских Церквей России, который должен состояться летом этого года.

В "дорожной карте" мы собираемся поставить некие путевые столбы, четкие направления и пути их реализации. Мы будем говорить о союзниках, о мифах, которые присутствуют в отношении протестантов, или в среде протестантов по отношению к государству.

– Кто примет участие в этом Конгрессе?

– Все евангельские протестантские Союзы примут активное участие. Саммит глав протестантских Церквей, который был в прошлом году, показал очень большую заинтересованность всех протестантских групп и конфессий. Более того, мы выходим на некоторый новый уровень. Один из дней будет весьма публичным. Там будет много представителей научной общественности, известных общественных деятелей. Они будут модераторами круглых столов. Здесь мы сами немного уходим на второй план и хотим услышать мнение о себе, о наших инициативах извне. Если мы только смотрим сами на себя – какие мы хорошие, какие мы умные и как хорошо движемся – это маргинальность и  тупиковость. Для нас принципиально важно услышать мнение самых ярких представителей российского общества и ученых, которые занимаются этой сферой.

– Такие Церкви, как Свидетели Иеговы, мормоны, будут приглашены на это конгресс хотя бы в ранге гостей?

– На 100 % ясно, что участия в работе они не примут. Но мы открыты для всех. На наших первых молитвенных завтраках присутствовали представители других религий, порой экзотических.

Что касается Свидетелей Иеговы, то много лет назад, еще в советские времена, мы пытались выстраивать какие-то отношения. Но тогдашние руководители дистанцировались от этих наших попыток. С современными их руководителями я не знаком. С их стороны я не вижу сильного желания более тесных контактов, попыток услышать друг друга.

– Сейчас государство оказывает сильное давление на Свидетелей Иеговы. Считаете ли Вы целесообразным возвысить свой голос в их защиту, хотя бы с правозащитных позиций?

– Это непростой вопрос, готовы ли мы возвысить голос в их защиту или нет. Как член Общественной палаты я защищаю все, что признано нашим законодательством. И я никогда никому не отказываю в этом смысле. Но я не могу говорить за весь Консультативный совет, потому что эту тему мы не обсуждали.

Здесь есть некоторые моменты, из-за которых эту тему достаточно сложно поднимать. К великому моему сожалению, прихожане достаточно известных евангельских союзов -  баптистских, пятидесятнических, адвентистских, пресвитерианских, лютеранских -  становятся объектом проповеди с целью перехода в эту Церковь. Я бы не называл это прозелитизмом, так как это подразумевает обращение из язычников. Но элементы жесткого догматического прессинга со стороны Свидетелей Иеговы есть. Также можно говорить о нежелании социализироваться, входить в контакт с их стороны, а предложения в начале 90-х от нас, со стороны наших известных правозащитников-юристов, были.

К сожалению, кроме сиюминутных просьб, без долгосрочных перспектив никаких откликов не было. Нужно быть гибкими, нужно уметь пересматривать свою если не доктрину, то социальную позицию. Позицию по отношению к другим конфессиям. Это надо пересматривать не только на уровне руководства, но и на низовом уровне. Тогда и будет услышан тот сигнал - и будет воспринят. Без серьезного диалога ничего невозможно. Я считаю, что всегда нужен двусторонний диалог. Как сказано в Евангелии, "стучите и вам отворят". Но если не стучат, то кто же будет отворять?

Если будут несправедливые, лживые, недоказуемые огульные обвинения в отношении Свидетелей Иеговы, то голос других религиозных объединений, конечно же, прозвучит. Я вспоминаю известную статью Льва Николаевича Толстого "Не могу молчать" о столыпинских казнях. Это всколыхнуло российскую интеллигенцию. Хотя это в какой-то мере приблизило революцию, но других, более нравственных, более социально правильных путей тогда не нашлось. Молчать мы не будем.

- Кроме вопроса о Молитвенном завтраке еще какие-то вопросы на этом заседании обсуждались?

- Было намечено в марте и в мае проведение Христианского Межконфессионального Консультативного Комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК), где собираются православные, католики и протестанты СНГ и стран Балтии. Для нас это очень важная площадка для сотрудничества, для построения взаимоотношений. Поступило предложение секретаря этой организации Юрия Зудова – сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - о следующих встречах.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"

Другие материалы

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone