По принципу светскости

По принципу светскости

26.04.2011

Мы побеседовали с ним о результатах этой поездки.

- Константин Владимирович, какова была цель Вашей поездки?

- Это было приглашение республики Франция. Поездку курировало Министерство иностранных и европейских дел, оно же организовывало встречи в рамках интересов двух стран. Я представлял экспертное сообщество России в сфере межконфессиональных и межрелигиозных отношений.

Сфера религии становится все более и более актуальной и влиятельной, как внутри государств, так и в межгосударственных отношениях. И политики, и представители органов государственной власти, как России, так и европейских стран, понимают это. Они видят, что в этой сфере есть определенные угрозы, но одновременно с этим связи существующих религиозных организаций могут исполнять роль «народной дипломатии», сейчас даже начал внедряться термин «духовная дипломатия». Это может послужить лучшему пониманию наших стран, народов, культур и послужить сближению здравых сил в разных государствах.

По принципу светскости

 

- Какова была программа поездки?
- Программа была очень насыщенной - шесть полных дней работы по четыре-пять встреч каждый день. Было два направления работы - посещение различных органов и ветвей государственной власти, а также самих религиозных организаций, в основном - протестантских, так как Франция - страна с очень глубокой христианской и, в том числе, протестантской культурой.

В органах государственной власти были встречи на уровне заместителей министров и глав департаментов, ведомств. Всего в программе участвовали пять министерств: министерство иностранных дел и ряд его подразделений, министерство внутренних дел и его подразделения (например, центральное бюро по делам культов), министерство обороны и ветеранов (с посещением нами генерального штаба и одной из воинских частей - авиабазы в окрестностях Парижа), министерство образования и министерство юстиции и свободы. Также была ознакомительная экскурсия для знакомства с институтом тюремных капелланов с посещением одной из тюрем недалеко от Парижа.

Состоялась потрясающая экскурсия в музей протестантизма Франции. Там есть огромная библиотека с шестьюстами тысячами томов, рассказывающими об истории протестантизма в этой стране, и с более, чем пятью тысячами рукописями и документами. Но нужно заметить, что история протестантизма в России не менее богата, потому что дух богоискательства всегда был силен в нашей стране.

Были достигнуты серьезные договоренности о сотрудничестве, так как музей протестантизма Франции очень заинтересован в материалах из российских архивов о тех семьях протестантов, которые бежали в Россию в XVIII веке. А в конце XIX - начале XX века были встречные потоки - русские евангелисты вынуждены были эмигрировать во Францию. Это, например, граф Корф и княжна Ливьен. Более поздняя волна - это те, кто уезжал от большевистских расстрелов. Безусловно, есть богатое духовное наследие, которое оставили во Франции наши соотечественники - протестанты-евангелисты.

- Действительно, очень насыщенная программа. Что запомнилось больше всего? Каково было самое яркое впечатление?

- Интересным было посещение воинской части. Я оказался первым русским, посетившим ее за почти сто лет существования. Но основной нашей целью было не знакомство с военной техникой (хотя и ее мне продемонстрировали), а изучение опыта работы военных капелланов. Институт военного капелланства существует во Франции на протяжении почти ста лет, есть четыре направления - капелланы Римско-католической церкви, капелланы протестантские, капелланы мусульманские и капелланы иудейские. Каждый из этих подразделений имеет свой штат, финансируется из государственного бюджета, и в рамках каждой воинской части они взаимодействуют, имея общие помещения и по очереди проводя богослужения и обряды.

Точно такая же система работы у капелланов в местах лишения свободы. Высшие офицеры отзываются от капелланах как о незаменимом институте, так как священник часто более эффективен, чем психолог или какой-то иной специалист. И французы выражали надежду, что этот институт и в нашем Отечестве заработает в полную силу.

Каждая встреча касалась, прежде всего, религиозных вопросов. И любая из них начиналась с того, что выступающий говорил о <Законе о светскости> как величайшем достижении Франции. Действительно, его статьи и постулаты сильно перекликаются как с Конституцией Российской Федерации, провозглашающей наше государство светским, отделение Церкви от государства и равное уважение ко всем конфессиям, так и с нашим действующим «Законом о свободе совести и религиозных объединениях». При этом все делали оговорку, что светскость не равна атеизму. Это равное удаление и равное уважение к каждой из религий, к каждой из конфессий и деноминаций, к вере и религиозным убеждениям каждого человека и гражданина. И это ценно слышать из уст совершенно разных людей.

Разумеется, не все безоблачно. Как раз в день нашего прибытия в Парламенте Франции в закон были внесены запретительные меры на ношение религиозных атрибутов в общественных учреждениях и на улицах. Это вызвало неоднозначную реакцию. На сегодняшний день есть уже оштрафованные за нарушение этих поправок, и из-за этого растет напряжение в исламском сообществе Франции.

Очень ценен был переданный мной в департаменте по вопросам миграции опыт: в России нет никаких запретов на ношение символов принадлежности к той или иной религии. Более того, у мусульманок даже есть возможность фотографироваться на паспорт в хиджабе. Наше государство вкладывается в религиозное, в частности, мусульманское образование и поощряет его внутри страны, ставя определенные фильтры для людей, получивших религиозное образование за рубежом, так как опасается фундаменталистских и даже экстремистских взглядов, чуждых светскости и взаимоуважению религий, которые мы стремимся насаждать в нашей стране.

- Какие выводы были сделаны из поездки, и чтобы хотелось привнести в Россию? Что есть там, и чего нет здесь?

- Общий уровень просвещенности в вопросах религии и вероисповедания как у чиновников, представителей религиозных конфессий, так и у обычных граждан (а я общался и с иммигрантами, и с коренными французами) там выше, чем в России. Из-за этого выше культура межрелигиозного общения, выше толерантность, или, как говорим мы, веротерпимость.

Второе. Ничего не меняя в законе, мы должны популяризировать и возвышать вопросы, связанные со светскостью. И мы, представители религиозных конфессий, должны понять, что это никак не связано с атеизмом и богоборчеством.

Также очень внимательного изучения и внедрения заслуживает система капелланов. Для этого, наверное, потребуются и их визиты в Россию, и визиты наших специалистов во Францию.

По многим этим вопросам есть совместные договоренности, и уже ведется работа.

Беседовала Юлия Олейникова

Источник: ekklesiast.ru

 

 

Другие материалы

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone