- Пастор Василий, насколько сегодня совпадает реальная ситуация в Киргизии с теми официальными сообщениями, которые мы получаем из центральных СМИ?
- В СМИ выдается только часть истины. Официальные данные об убитых очень занижены. Посчитать реальное число погибших очень сложно, ведь по традициям киргизов и узбеков, необходимо хоронить умерших до захода солнца. Сколько таких могил появилось в разных населенных пунктах Кыргызстана, сказать трудно. Думаю, что речь идет о сотнях погибших.
- Что, по-Вашему мнению, послужило причиной этого вооруженного конфликта?
- Еще полтора года назад в Бишкеке ходили слухи о том, что готовится этот конфликт. Здесь большое значение имеют вопросы геополитики. Рядом с Кыргызстаном протекают мощные наркотрафики, и чем дольше будет длиться этот конфликт, тем легче провозить наркотики в Россию. Безусловно, это кому-то выгодно. Мы также понимаем, что пока в мире существуют заводы по производству оружия, кому-то будет выгодно, чтобы оно стреляло.
Если говорить о межнациональных причинах, то между киргизами и узбеками давно идет вражда. Эти народы живут по принципу «око за око, зуб за зуб». Мы помним, что в 90-х годах в Киргизии уже произошел кровопролитный конфликт на национальной почве. Тогда киргизы, у которых в семье кто-то погиб от рук узбеков, в отмщение убивали кого-то из членов узбекской семьи. Они мстили друг другу, это могло продолжаться бесконечно. Тогда конфликт был погашен, но внутренняя вражда осталась, она могла вспыхнуть в любой момент. Сейчас именно это и произошло, а кто-то этим воспользовался.
- Желание отомстить обусловлено религиозными убеждениями этих народов?
- Конечно, религиозный фактор накладывает большой отпечаток. Наш регион усеян мечетями, большинство киргизов и узбеков исповедуют ислам, но при этом среди них очень много номинальных верующих, которые даже не читают Коран. Их убеждения очень перемешаны с язычеством. В последнее время киргизы приносили много жертв духам предков, и видимо традиции кровной мести высвободились на духовном уровне.
Мы читаем в Ветхом Завете, когда Каин убил Авеля, Господь сказал: «голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли». Сейчас создается впечатление, что голоса умерших родственников народов Кыргызстана вопиют об отмщении, и это приводит к новым кровопролитиям. У них нет учения о прощении, как в христианстве, поэтому я не представляю, что может остановить эту резню. Непрощение – основной корень этого конфликта, который сидит очень глубоко.
- Во многих странах во время военных конфликтов духовные лидеры выступают с обращениями к народу и власть имеющим с призывами остановить кровопролитие. Могут ли сегодня религиозные лидеры повлиять на исход конфликта в Киргизии?
- Вряд ли. Сегодня в Кыргызстане нет такого духовного лидера, который был бы авторитетным для большинства населения страны. Аксакалы – старейшины со стороны киргизов и узбеков пытаются заключить перемирие, но это не дает людям внутреннего прощения. Через день кинь спичку – и этот костер разгорится с новой силой.
По большому счету люди оказались в этой ситуации совершенно беззащитны. Власть свергнута, временное правительство ни для кого не авторитетно, а для многих и не легитимно. Во время вооруженных столкновений милиция тоже самоустранилась. Милиционеры-киргизы стрелять в своих не могут, поэтому они просто бросили оружие и переоделись в гражданскую одежду. Надеяться в такой обстановке можно только на Бога.
- Во время этих событий евангельские церкви Киргизии продолжали проводить богослужения?
- Для меня было большим свидетельством, когда прихожане нашей церкви в Бишкеке, рискуя собой, продолжали приходить к шести часам утра на молитву, несмотря на то, что город был оцеплен. Сегодня в Бишкеке находится порядка восьми евангельских русских церквей и три – киргизских. Наши церкви есть также в близлежащих поселках. Большинство из них продолжают проводить богослужения. В сложной ситуации оказались некоторые общины, у которых нет собственных помещений. Так, например, в городе Оше нашим братьям запретили проводить служения в том помещении, которое они снимали. Около двухсот прихожан оказалось буквально на улице, им теперь негде молиться. Сейчас они собираются по домам.
- Межнациональный конфликт как-то ощущается внутри церкви?
- Среди прихожан наших церквей есть люди разных национальностей, но, слава Богу, между ними нет неприязни. Мы стараемся сейчас проповедовать о прощении, о примирении, о миротворцах. Вместе молимся о мире, собираем пожертвования для пострадавших семей.
- А среди верующих есть потери?
- Мне сообщили, что в городе Ош одна семья наших прихожан пропала без вести. Люди вышли в поле и не вернулись. Сведений об убитых не поступало, но обстановка в стране очень тяжелая. Мне часто звонят, рассказывают, что кого-то убили или ранили, просят молиться о Божьей защите. Люди живут в постоянном страхе, неуверенности. По городу периодически ходят слухи о том, что опять собираются резать узбеков или киргизов. Иногда на улице я вижу группы вооруженных людей – такое впечатление, что вместе с ними идут бесы. В эти моменты чувствуешь сильное внутреннее напряжение, эта обстановка очень давит психологически, уповаешь только на Бога.
- Как в Киргизии относятся к русским?
- Русские здесь особо никому не нужны. Массово сейчас русских не трогают, но никогда не знаешь, чего ожидать. В любой момент могут нахамить, вот недавно одной нашей прихожанке нагрубили в роддоме – «ты здесь чужая, убирайся отсюда». Никто не считается с мнением русских - это чужаки.
Когда-то в Бишкеке проживало порядка 90 процентов русскоговорящих людей. Во время Великой Отечественной войны в Киргизию эвакуировали ряд крупных заводов, и среди русских было много ценных кадров. Сейчас в стране насчитывается порядка 8-10 процентов русских, а после этих печальных событий станет еще меньше, многие уедут в Россию.
- Ожидается ли отток русских священнослужителей евангельских церквей в Россию?
- Я вообще считаю, что русские служители, которые живут в Киргизии, совершают ежедневный подвиг веры. Если кто-то из них захочет уехать в Россию, я и слова не скажу. Это вполне понятно.
Когда в 90-х годах я начинал свое служение, это была другая страна, другой народ. Сейчас все стало намного сложнее. Вот уже два года нам не разрешают проводить открытые евангелизации, в основном церкви растут за счет личного благовестия верующих. Сегодня в Церкви Иисуса Христа порядка девяти тысяч прихожан, среди них много киргизов. Я понимаю, что сейчас в служении нужно больше передавать полномочия представителям киргизского народа, чтобы они служили своей нации. Русские уже не пользуются здесь таким авторитетом как прежде.
В 90-м году у нас в церкви было всего два киргиза, а теперь их много. Для меня самое большое чудо – это то, что в Бишкеке уже появилась киргизская церковь, где все богослужения проходят на киргизском языке. Это слава Божья! Конечно, после всех произошедших событий миграционные процессы в Кыргызстане усилятся, русские будут уезжать в Россию, узбеки – в Узбекистан. Но я надеюсь, что эта трагедия пробудит в самих киргизах жажду по Богу, и они потянутся в христианские церкви.
- Как Вам кажется, что может остановить вражду между народами Киргизии?
- Эта вражда может длиться бесконечно: сначала придут к власти киргизы, потом среди населения страны может стать больше узбеков, и они захотят взять бразды правления в свои руки. В сердцах людей годами копится злость и непрощение. Разрешить это может только Господь. Или Он попустит, чтобы другой народ силой поработил или даже уничтожил целую нацию, или в Киргизию должно прийти духовное пробуждение и искреннее покаяние. Мы молимся о том, чтобы произошло второе. Без Христа остановить это невозможно.
Интервью провела Елена Семенова
пресс-служба РОСХВЕ
специально для www.cef.ru
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.