Пастор Игорь Голоскубов: Февральская революция или великая всеУкраинская трагедия. О жанре драмы и трагедии и их бесспорном различии.... (размышления

18.03.2014

В феврале 2014 года в Украине произошла страшная трагедия. И совершенно не важно, как ее впоследствии назовут: новой "февральской" или "старой оранжевой" революцией. И дело не в том, что она (трагедия) будет похлеще трагедии Чернобыльской. И не в том, что круги ее радиации заметно распространяются и накрывают не только близлежащие страны, но и Европу и уже даже докатились до американского континента...

Трагедия наверно и есть трагедия. Что от драмы она отличается глобализацией и масштабами. Большими масштабами. А большое, как известно, видится и понимается на расстоянии. А значит, и оценено и осознанно может быть только на большой дистанции. То есть через определенный хронологический отрезок. А значит, современники и очевидцы не способны осознать масштабы трагедии "здесь", "сейчас" и "сегодня". Но только через время, только через расстояния... Да и в первые дни Чернобыльского взрыва, кто вообще был способен осознать величину и масштабы случившегося? Тем более, что в эти самые первые дни по советскому тогдашнему "телевизинию" говорили классическое "в Багдаде все спокойно, в Багдаде все спокойно ...".

Драма она субъективна. Она не выходит часто за рамки одного героя или одной семьи или одной страны. Драматично часто само положение героя. И то, что он не может изменить. Хотя по идее бы мог. Но он не способен. Он, как правило, зажат в субъективных обстоятельствах и, как правило, он сам в большей степени виновник собственных коллизий и сам является причиной своей же собственной клетки, как правило, сам и загнавший себя в нее. Костя Треплев в Чеховской Чайке застрелился, а мог и не стреляться, как не застрелилось множество других героев. Просто они могут так жить, а он нет. Вот оно – "субъективное восприятие жизни".

Трагедия же всегда, напротив, выходит за рамки субъективного. Пределы ее действия всегда более широки. Как правило, она никогда не касается одной только личности или одной семьи или одного государства, она затрагивает больше. Если драма субъективна и эпицентром ее взрыва является чаще всего конфликт внутриличностный, межличностный или социальный, то ядром трагедии часто является конфликт надсоциальный. То есть явление, порожденное не внутренней фрустрацией и раздвоением личности, а явление, выходящее за пределы человеческой воли и власти. То есть оно глобальней субъективного, человеческого психологизма. Примером надсоциального может быть, как правило, то, чем уже не способен управлять и то, что уже не способен контролировать человек, с чем он уже не способен справляться и то, что он уже не способен удержать.

И если в драме все равно многое зависит от самого героя, то в трагедии от него не зависит ровным счетом ничего. И если Костя Треплев мог бы и не стреляться, то Гамлет и Ромео с Джульеттой не погибнуть не могут, они обречены.

Категории драмы: депрессия, самоубийство, одиночество, томление духа, внутренние противоречия, спор с самим собой, не способность увидеть свет в конце туннеля собственной жизни, крушение отношений в семье, во взаимоотношениях с детьми, внутренний слом и пустота. Иногда эти пределы могут быть немного расширены, например, до пределов гражданской войны. Но все же это, как правило, противоречия в пределах одной плоскости, одной формации, одной надстройки. На то она и гражданская война, и отличается она от мировой войны и от войны цивилизаций тем, что происходит она в рамках и границах одной галактики, в пределах одного общества, и одной страны, и только между гражданами. Потому и называется она гражданской войной.

Категории же трагедии всегда объемней: вражда, национализм, расовые предрассудки, этнические чистки, межрелигиозные и международные войны, массовые убийства и геноцид, столкновение интересов, страстей, война миров, континентов и цивилизаций, моры и землетрясения, борьба цивилизаций и рас, борьба царств и миров, борьба высших материй.

Поэтому "Бесприданница" и "Гроза" Островского – это драмы, а "Гамлет" и "Ромео и Джульетта" – это трагедии. В равной степени как борьба Шотландцев за независимость, это драма, а фашизм, коммунизм, атеизм и другие "измы" – это трагедии.

Почему я уверен, что на Украине разыгралась именно трагедия, а не драма?

Зачалась война не гражданская, а именно война более масштабная? Потому что драма не способна столкнуть лбами такое огромное количество людей, вовлечь столько стран, перессорить огромное количество народа, сиюминутно превратив друзей во врагов, партнеров в оппонентов, единомышленников в антагонистов, соратников в соперников.

Да и масштабы ее, сегодня мы, как современники и очевидцы, похоже, до конца так и не способны оценить. И вряд ли оценим в ближайшее время. Как не способны были оценить масштабы и трагедии Чернобыльской трагедии, жители Чернобыля. Потому что мы уже все нанюхались этого радиационного, этого заразного воздуха и дыма жженной резины автомобильных покрышек и совершенно не способны оценить, что трагедия давным-давно уже вырвалась за пределы "одного майдана", превратив уже в этот самый майдан, весь мир.

И пока политики, аналитики, психологи и невропатологи пытаются взглянуть на все локально, трагедия как раковая опухоль распространяется с космической скоростью глобально, и похоже уже по всему лицу земли, ну если не земли, то, по крайней мере, евразийского континента. А ведь тут уже компетенции уровня не психоаналитиков и невропатологов, а, похоже, мировой психиатрии и патологоанатомии.

Драму, как это не сложно, но остановить можно, а вот трагедию нет. И сколь ко бы Гамлет не размышлял над банальным, казалось бы, вопросом "быть или не...", но от его ответа и от его решения, уже, ровным счетом, ничего не зависит, как не зависит уже, ровным счетом, ничего сегодня ни от решений "рад", "дум", "сенатов" или "европарламентов", ни от решений обам, меркелей и путиных...

Вероятней всего, следует вспомнить о еще главном явлении трагедии. Кроме таких понятий как некий "рок" и некий "титан -супер-герой", в трагедии обязательно еще и появление неких Высших Сил, в Греции это "боги", в христианской традиции же это Единый Бог, Который всегда появлялся и вмешивался неожиданно.

В греческом театре, это часто было появление некого «Deus ex machina». Для уже застывшего и онемевшего от латыни читателя, несведущего в театральных тонкостях греческого мира и для читателя, терпеливого, поверившего, что данные строки не являются продолжением Гоголевских и Булгаковских "записок сумасшедшего", немного поясню, воспользовавшись неученой Википедией: «Deus ex machina» (лат. «Бог из машины», ['de.ʊs eks 'maːkʰi.naː]) — выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней, фактора. Является калькой с греч. ἀπὸ μηχανῆς θεός. Словом mechane (греч. μηχανῆς) в древнегреческом театре назывался кран, который позволял поднимать актёра над сценой (позволял ему «летать»). В античном театре выражение обозначало "бога", появляющегося в развязке спектакля при помощи специальных механизмов (например, «спускающегося с небес») и решающего внезапно все проблемы героев. Из античных трагиков приём особенно любил Еврипид, в сохранившихся его произведениях данный приём используется восемь раз. В Новое время он встречается, например, у Мольера («Амфитрион»). Или, например, в его Донжуане, где внезапно приходит час-Х, как час расплаты.

В современной литературе выражение употребляется для указания на неожиданное разрешение трудной ситуации, которое не вытекает из естественного хода событий, а является чем-то искусственным, вызванным вмешательством извне. В Голливуде это обязательно некий ключевой момент неизбежно ведущий к "Хеппиэнду". Справедливости ради, следует отметить, что в последнее время голливудские фильмы этот ключевой момент утрачивают, как и утрачивают свой самоидентичный "хеппиэнд", что еще раз говорит о грядущих трагических временах. Хорошим примером является новая версия "Помпеи", где герои погибают от великого Вулкана, слившись в первом поцелуе страстной любви, что символизирует "Любовь и в огне не горит".

Остается надеется и верить, что и в Украинской трагедии, подобно трагедиям Еврипида произойдет явление «Deus ex machina».

А пока придётся закончить строками народного поэта Украины. Поэта, которого называли усатой легендой Украины, правдорубом и просто добрым человеком: "Думи мої, думи мої, Лихо мені з вами! Нащо стали на папері Сумними рядами?.. Чом вас вітер не розвіяв В степу, як пилину? Чом вас лихо не приспало, Як свою дитину?..".

Но, я не верю в греческую мифологию и не жду "бога в машине", я ХРИСТИАНИН, я верю и ожидаю второе пришествие Христа! Я ожидаю Грядущего на облаках и я верю в то, что приближается исполнение пророческих, для последнего времени, слов Христа: "...Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец...".

Гряди же Господи! Маранафа!

КОНЕЦ

Голоскубов Игорь Николаевич

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone