Главная>Инфоблок>Публикации>Епископ Сергей...

Епископ Сергей Ряховский: Я хочу верить, что война прекратится, и наступит мир

03.03.2015

Господин Ряховский, как вы расцениваете мирное соглашение «нормандской четверки»? Известно, что обстрелы до сих пор продолжаются, и многие не согласны с принятым решением…

Разогнавшийся маховик войны невозможно остановить быстро никакими договоренностями. Можно вспомнить и Великую Отечественную войну, когда уже после официальной капитуляции Германии боевые действия местами продолжались, и более современные конфликты. Волна ненависти, которую приносит война, особенно война гражданская, когда по разные линии фронта оказываются бывшие коллеги, друзья и даже родственники, не может быстро улечься. Но мир – это то, к чему следует стремиться изо всех сил. Можно говорить и договариваться по любым вопросам, можно восстановить дома и улицы, но людей уже не вернешь. Это самое страшное.

Вы считаете, что прекращение военных действий действительно возможно для ДНР и ЛНР?

Я не являюсь военным или политическим экспертом, потому говорить, что и в какие сроки возможно, будет не совсем корректно. Как служитель я молюсь о мире на братской Украине, и в данном контексте то, каким будет государственное или административное устройство страны, для меня не имеет принципиального значения. Принципиально важны жизни людей, особенно детей, которые гибнут от обстрелов обеих сторон. И потому, чем быстрее удастся договориться о мире, тем будет лучше. Потому, несмотря на большое количество скептических мнений по поводу того, как долго продлится перемирие, как оно плохо соблюдается, я хочу верить, что война всё-таки прекратится, и наступит мир.

Как должны вести себя священники Украины в столь сложное время?

Священникам не только Украины, но и любой страны в любое время нужно служить Богу и людям, помогать нуждающимся и утешать страждущих. Особенно это важно в период гражданских или политических противостояний. Как только священник заявляет, что поддерживает ту или иную политическую силу, он фактически закрывает дверь в церковь для представителей других партий и мнений. Однако Церковь призвана отстаивать вечные ценности, такие как любовь и прощение, проповедовать Евангелие Христово всем без исключения людям, а не только приверженцам определенной политической точки зрения.

Очень уместно напомнить фрагмент известного стихотворения Максимилиана Волошина, написанное им в самый разгар гражданской войны в России в 1919 году, которое так и называется «Гражданская война»:

И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

В этой связи я рад, что со священнослужителями Украины мы стараемся преодолеть ту пропасть, которая возникла в отношениях между народами. Состоялась встреча в Иерусалиме, потом в более широком формате в Осло. Причем в столице Норвегии мы смогли договориться о едином взгляде на ряд позиций. Недавно в немецком городе Вуппертале состоялась встреча контактной группы глав и представителей Церквей и религиозных организаций Украины и России по рассмотрению шагов реализации принятой в Осло резолюции. Трудно, шаг за шагом, но мы движемся навстречу друг другу.

Одним из поводов войн во все времена был контроль тех или иных территорий, но это не вопрос Церкви. Церковь выше любых государственных или административных границ. В Книге Деяний мы читаем, что «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:26,27). Господь допускает изменения границ и пределов обитания народов с единственной целью, чтобы люди начали искать Его, пришли к Нему с покаянием, ибо Он силен исцелить землю, и рука Господня не сократилась, чтобы спасать.

Как мирным жителям не потерять веру в Бога?

Жить во время великих потрясений и испытаний – это особенное бремя, но нужно всегда помнить о том, как жил Христос, какой путь прошли первые христиане. Ценности потребительской цивилизации слишком сильно вошли в жизнь верующих, и люди считают многие вещи само собой разумеющимися, например, мирное небо, кров, пропитание, одежду, и не считают необходимым благодарить за это Господа. Более того, ропщут, что у них телефон не тот или квартира маловата, или должность «не соответствующая», причем виноват в этом кто-нибудь другой. К сожалению, зачастую только в годы тяжелых потрясений люди начинают осознавать, что же по-настоящему ценно, а что временно. Земной путь Иисуса пришелся на тот период, когда Израиль был оккупирован римскими войсками, и ученики постоянно ожидали, что Он вот-вот включится в народно-освободительную борьбу того времени. В книге Деяний они прямо спрашивают Христа «… не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6), в шестой главе Евангелия от Иоанна написано о том, как Иисус, узнав, что его хотят «нечаянно сделать царем», удалился, а позднее и прямо сказал, что «… Царство Мое не от мира сего» (Иоанна 18:36).

Нам нужно в любых обстоятельствах помнить о том, что главное, что небесное, и меньше прилепляться к мирскому, земному, временному. В том числе и к политическим лозунгам, многие из которых не доживают до следующих выборов, а больше читать Писание, которое неизменно уже тысячелетия. Уделять больше времени молитве и меньше просмотру новостей, больше помогать реально тем, кто рядом и меньше виртуально дискутировать с теми, кто далеко.

Должна ли Церковь всегда поддерживать позицию власти?

Церковь не призвана поддерживать или не поддерживать ту или иную власть. Дело Церкви по отношению к власти – молиться и благословлять, об этом прямо записано в Послании Тимофею. Мой отец был трижды репрессирован за свою веру, и при этом никогда не позволял себе ругать безбожные власти своего времени, а напротив, молился за них. В результате при своей жизни он увидел крушение атеистического государства и свободу проповеди Евангелия. Когда мы молимся и благословляем, то приходит благословение и власть меняется в лучшую сторону, а если мы ропщем, бунтуем, то высвобождаем проклятие, и всё становится хуже.

При этом нужно уметь честно и прямо говорить о проблемах. Мне очень нравится старое русское слово «печаловаться». Мы можем и должны «печаловаться» власти о том, как живут люди, говорить о несправедливости, требовать защиты и правосудия для нуждающихся. Я благодарен Богу, что у нас есть Общественная палата РФ – неполитический орган, который помогает решать проблемы простых людей на самых высоких уровнях.

Многие сегодня отказываются служить в армии, ссылаясь на военное положение. С библейской точки зрения, что делать верующему, идти защищать Родину?

В Социальной позиции протестантских церквей России  сформулировано отношение и к войне, и к воинской службе. В целом, это вопрос свободы совести каждого христианина. Кто-то допускает только альтернативную службу, кто-то проходит её в Вооруженных силах. Когда мне выпало служить в армии, Бог хранил меня от необходимости участия в военных действиях. На мой взгляд, единственным библейским оправданием использования оружия, может быть, стих про готовность отдать свою жизнь за своих близких: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13). Причем здесь важна именно готовность отдать свою жизнь, а не стремление забрать чужую.

Господин Ряховский, на встрече с Дамиром Мухетдиновым вы предложили отмечать День Реформации вместо Хэллоуина… В последнее время участились случаи межрелигиозного сотрудничества вплоть до того, что в христианском соборе разрешают проводить мусульманский молебен, чаще инициаторы — христиане…. Как вы к этому относитесь?

Развитие межконфессионального диалога – вещь, безусловно, нужная и полезная. В такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, только диалог и конструктивное взаимодействие между представителями различных религий могут обеспечить взаимное уважение и гармоничные отношения между представителями этого прекрасного многообразия. Сегодня мы видим, как происходит агрессивное насаждение сверхлиберальных псевдоценностей, таких как так называемые однополые браки, усыновление детей представителями различных «меньшинств», проще говоря, содомитами; разные вариации на тему «дизайнерских детей», эвтаназия, ювенальная юстиция. Причем надо видеть, что в нравственном плане часть идеологических устоев уже размыта. Например, понятие «гражданский брак» стало нормой для многих, особенно молодых людей, а ведь за этим «гладким» термином скрывается греховное сожительство, блуд и никак иначе. Причем изначально термин «гражданский брак», означал государственную регистрацию отношений только без венчания в Церкви. А теперь уже и регистрация в ЗАГСе считается излишней. И нам постоянно навязывают точку зрения, что традиции – это старо, глупо, не модно и т.д. В результате, наше общество разрушается на глазах. Все эти вызовы общие не только для христиан всех конфессий, но и для представителей всех религий авраамической традиции (христиане, иудеи, мусульмане). И вот здесь на поле общественной активности необходимо консолидироваться всем здоровым силам общества, причем не только религиозным. Молитва же верующих разных религий представляется мне не очень уместным действом, нужно четко отделять нашу богослужебную практику от общественной активности.

Источник: 316news.org

Другие материалы

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone