(Государственная Дума, 22 ноября 2012 года)
Прежде всего, хочу поблагодарить Государственную Думу за крайне своевременную инициативу по проведению данного круглого стола. Сразу четыре комитета Госдумы проявили искренний интерес, и уверен, сегодня будет положено начало новому этапу сотрудничества Государственного антинаркотического комитета и ФСКН России с Госдумой.
Не буду Вас стращать цифрами, тем более что я их неоднократно озвучивал, а в июле этого года мы впервые провели целостный и детальный мониторинг наркоситуации и в специальном докладе доложили Президенту России.
Наркоситуация в России крайне тяжёлая, достаточно сказать, что среди нас живут более 8 миллионов наркопотребителей, и именно они обеспечивают до 80 % всей уличной преступности в стране и одновременно образуют как рынок спроса, так и инфраструктуру сбыта наркотиков.
Из этого в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики и указаний Президента России следует необходимость в ближайшие три-пять лет кардинально сократить уровень и масштаб наркомании, тем самым, защитить как самих наркопотребителей, так и всё население от наркопотребителей, которые, к несчастью, являются основой дистрибутивной сети, создают общий криминальный фон, и опасны в повседневной жизни - речь идёт о профессиях, связанных с риском, водители, лётчики, военные, диспетчеры АЭС и другие.
Для этого необходимо ясно понять корень проблемы и выработать правильную стратегию по созданию практически нового законодательства в антинаркотической сфере.
В полицейской сфере в законодательном плане всё достаточно чётко определено, нами подготовлены многочисленные законопроекты, идёт нормальный рабочий процесс. Тем не менее, хотел бы обратить внимание и просить Вашей поддержки на два момента.
Во-первых, необходимо срочно вооружать ГАК и ФСКН России полномочиями временно приостанавливать гражданский оборот новых, доселе неизвестных веществ, в отношении которых появились существенные основания признавать их наркотическими. По действующим регламентам требуется до 2-х лет на процедуры, связанные с официальным признанием таких веществ наркотиками, а новые синтетические наркотики - так называемые дизайнерские - сегодня появляются каждую неделю и основную прибыль с их оборота снимают за полгода-год. В этой ситуации без права оперативных решений, мы попросту не адекватны, так как за время бюрократических согласований большой процент молодёжи приобщается к новым наркотикам.
Во-вторых, серьёзнейшей проблемой является законодательное разрешение вопроса конфискации имущества наркодилеров. Считаю целесообразным провести по этой проблеме отдельное совещание с ведущими комитетами Госдумы.
Но полицейская работа по отношению к такой сугубо социальной проблеме как наркомания не может вестись изолированно от базовых процессов в обществе.
Уровень интенсивности полицейских усилий по борьбе с наркоманией ярко виден из одной только цифры - текущее количество сограждан, наказанных решениями суда или находящихся под следствием за преступления, связанные с наркотиками, составляет 550 тысяч человек, что, вне всяких сомнений, запредельно, и свидетельствует о серьёзном изъяне в самом государственном подходе к борьбе с наркоманией.
Более того, весь этот пятисоттысячный контингент, при крайне высоком уровне рецидивности, более 40 процентов, и латентности - является основным фактором интенсивного воспроизводства наркомании в России.
При этом сами наркопотребители образуют костяк, основу уличной торговли наркотиками и выступают посредниками, связующими звеньями, между откровенным криминалитетом и здоровой молодёжью.
Таким образом, очевидно, что одной полицейской дубиной общество от наркомании не спасти.
Изложенное выше диктует необходимость приступить к реализации политики, направленной на денаркотизацию, а по сути - на декриминализацию общества через кардинальное снижение спроса на наркотики, законодательно выдавливая наркопотребителей из свободного обитания в обществе в специализированные центры социальной реабилитации для прохождения обстоятельного и долгосрочного курса освобождения от наркозависимости.
Но на сегодня в стране нет национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации, а имеющиеся примерно 500 негосударственных реабилитационных центров действуют, как умеют, на свой страх и риск, практически вне государственной поддержки и абсолютно вне правового поля.
Осознать проблему позволяет следующий факт: количество выявленных полицией в порядке административной практики наркопотребителей за последние пять лет превышает миллион человек, но ни медицине, ни органам социальной защиты эти люди неизвестны. Хотя по логике, и в интересах общества, ими давно уже должны бы заниматься специалисты.
Перед нами по сути миллион пропавших без вести, и никому до них дела нет, кроме родственников и близких, а также подвижнических центров социальной реабилитации, старающихся вытаскивать людей из бездны.
Государственная медицина видит только 650 тысяч, обратившихся за наркологической помощью, а государственная социальная защита не видит ни тех, ни других.
По сути гигантская армия наркопотребителей в России существует вне государства, свободно воспроизводя себя и наркоманию, а существующие системы оказания государственной наркологической помощи по освобождению от зависимости попросту не работают.
При заявляемом наркологической службой количестве стоящих на учёте 650 тысяч наркопотребителей лишь 2 % прошедших курс детоксикации в наркодиспансерах возвращаются в общество. С учетом того, что реальное число лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях оценивается в 8,5 млн человек, получается, что фактическая эффективность государства в освобождении от наркозависимости составляет менее 0,2 %. А почти все 100 % обреченно ходят по кругу, регулярно обращаясь в наркологические диспансеры и, в конце концов, погибая от морфологического разложения организма.
Таким образом, лечение как бюджетно обеспеченная наркологическая услуга производится, а результатов освобождения от наркозависимости нет.
В обществе, в регионах и на местах это уже давно стало абсолютно очевидным для порядка 40 млн человек, непосредственно столкнувшихся с проблемой с учетом самих наркопотребителей и их близких, - о чем свидетельствуют многочисленные письма практически из всех регионов России.
В итоге, в своем сегодняшнем состоянии государственная система оказания наркологической помощи не только не справляется с поставленной Президентом России задачей сбережения народа, но и по своей сути выступает идеальной платформой для воспроизводства наркомании в стране, способствуя процветанию теневого рынка наркологических услуг и наркокриминализации общества.
Фильм, который мы просмотрели перед началом нашего круглого стола, ясно обозначает эту главную проблему.
Не только ко мне, но и Президенту России буквально ежедневно обращаются граждане, матери и родственники наркозависимых с просьбой дать им ответ, куда пойти, чтобы спасти попавших в эту беду. Потому что сегодня - и в самом деле - некуда пойти. Даже ещё хуже: уже ходили и пять и семь раз в разные дорогостоящие диспансеры и клиники, но пользы от этого в большинстве случаев не было никакой. Автора одного из таких последних писем- Веру Михайловну Кононову, председателя родительского комитета реабилитационного центра в станице Темнолесской Ставропольского края мы специально пригласили на Круглый стол. Попрошу её в своём выступлении рассказать о фактическом положении дел.
Кстати, я был в этом центре, а также в ростовском центре, которые созданы Николаем Новопашиным.
Их опыт полностью соответствует всем мировым стандартам. А главное что я увидел, то что не видел в наркологических клиниках это живые глаза, люди не затуманены нейролептиками, а живые красивые и молодые, в их глазах горит желание жить и работать. А вот что им делать - это зависит от нас с вами, уважаемые законодатели. После наркологии наркоман практически гарантированно возвращается в старую среду, а в центрах социальной реабилитации, если им дать миниальный бюджет, они готовы возделывать землю, выращивать скот, птицу и содержать себя и свои семьи.
Знаете, здесь нельзя не вспомнить проникновенный монолог Мармеладова в "Преступлении и наказании" Фёдора Михайловича Достоевского, который так и говорил, как будто подслушал плач российских матерей в ситуации, "когда уже некуда больше идти". Процитирую: "Ибо некуда было идти. Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете...".
Что это в итоге означает? Нельзя сводить помощь наркозависимым исключительно к медицине, необходимо по сути с нуля создавать сквозную федеральную практику долгосрочной социальной реабилитации.
Использование подтвержденных мировой практикой методов социальной реабилитации, реализуемых преимущественно неправительственными организациями, но в условиях организации мощной разнообразной грантовой и бюджетной государственной поддержки, позволит поднять эффективность освобождения от наркозависимости в 10 и более раз и кардинально изменит ситуацию в стране.
Действующие же на данный момент в стране порядка 500 стихийно возникших центров немедицинской социальной реабилитации, созданных некоммерческими неправительственными организациями, в совокупности обладают ничтожной пропускной способностью, ибо никак не поддерживаются государством.
При этом наличной пропускной способности данных центров абсолютно недостаточно, поскольку минимально необходимое число наркопотребителей, которых необходимо, и уже сейчас возможно вовлекать в программы социальной реабилитации, составляет не менее 150 тысяч человек, то есть почти в 10 раз больше, чем сегодня.
Мы в настоящее время стимулируем создание нового для нашей страны института альтернативной ответственности, когда наркопотребителю, совершившему незначительное преступление, предлагается вместо отбывания наказания пройти полный курс реабилитации.
И у нас уже есть первый опыт (порядка 200) подобных приговоров суда, однако, как эти 200 человек, так и двести тысяч выявляемых в ходе привлечения к административной ответственности по факту не имеют возможности проходить эффективные реабилитационные программы - их попросту недостаточно, да и влачат они жалкое существование без поддержки государства.
Также как сегодня некуда идти отдельным наркозависимым, некуда направлять и тех, кто по решению суда, уже сегодня, должен государством направляться на эффективную систему реабилитации с последующей интеграцией в общество.
В настоящее время нами готовится внесение в Думу законопроекта, который будет давать возможность выбора альтернативной ответственности в массовом порядке. Уже через год-полтора будет сформирован настоящий поток направляемых на освобождение от зависимости, но инфраструктуры для реализации действительно эффективных программ реабилитации в стране нет.
Давайте смотреть правде в глаза. Двадцать лет назад мы по разным причинам ликвидировали систему ЛТП - лечебно-трудовых профилакториев - как класс. На это были разные причины, но, чем бы это не оправдывалось, ликвидировав ЛТП, мы оставили проблему без решения.
Три года назад Советом Безопасности и Государственным антинаркотическим комитетом принято решение создавать новую целостную систему социальной реабилитации и ресоциализации. Решение было закреплено в Стратегии государственной антинаркотической политики, а затем в качестве прямого поручения президента России на Президиуме Госсовета в апреле прошлого года.
На сегодня удалось выйти на проект такой системы и добиться существенных успехов - сегодня мы услышим об этом. Но этого абсолютно недостаточно.
В чем суть спроектированной и создаваемой в настоящее время Национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации?
Условно систему можно определить как реабилитирующе-восстанавливающее сообщество, три ступени и три ключа.
В основе освобождения от зависимости, прежде всего, лежит введение бывшего наркопотребителя в терапевтическое и восстанавливающее сообщество, которое не только отказывается от приёма наркотических веществ, но и культивирует ценности достойной и полноценной жизни, служения стране и обществу, активного жизнестроительства. Это ключевой момент. Без переворота ценностей в сознании от наркомании не избавиться.
Именно поэтому такую важную роль во всём мире играют негосударственные неправительственные реабилитационные центры - ведь в их основе всегда лежит личностный и общинный фактор, закваска, которые в итоге и позволяют осуществлять таким сообществам сверхнагрузку и решать сверхзадачи по вытаскиванию людей из наркомании. Не случайно ряд священнослужителей, и не только православных, чётко формулируют, что как болезнь, включая органическое поражение мозга и организма, наркомания практически неизлечима, и освободиться от наркомании можно исключительно духовно, через полную смену ценностного плана созидания.
Три ступени освобождения наркопотребителя от наркомании определяют последовательное восхождение через медицинскую наркологическую помощь, социальную реабилитацию и постреабилитационный персональный патронат.
Продолжительность лечения на первой ступени - от нескольких дней до месяца, реабилитации и восстановления на второй ступени - от полгода до полутора лет, третьей ступени - комплексной ресоциализации - много лет. В финансовом плане третья ступень наименее затратная, но и наиболее сложная, требующая сложной координации усилий и восстанавливающего сообщества, и семьи, и всех служб по месту жительства.
Три ключа определяют тех, кто должен со стороны государства отвечать за эффективное прохождение бывшего наркопотребителя по указанным трём ступеням.
Здесь три ключевых игрока: полиция, здравоохранение и социальная защита.
Первый ключ - полицейский - позволяет, помимо добровольно обратившихся за наркологической и социальной помощью, выявить среди правонарушителей наркопотребителей, причём, в больших количества, как я уже сказал, за пять лет более миллиона, которых затем мотивировать к социальной реабилитации и ресоциализации
Второй ключ - медицинский, наркологическая помощь, когда выявленные наркопотребители подлежат направлению в органы здравоохранения для постановки диагноза и оказания первой помощи (детоксикация, психотерапевтическая помощь, сопряжённые с наркоманией заболевания и т.д.).
И третий ключ - социальная защита, когда для данного оказавшегося в трудной жизненной ситуации наркопотребителя организуется долгосрочная программа социальной реабилитации и ресоциализации, в ходе которой происходит восстановление стандартов социального поведения, всего набора базовых способностей (коммуникативных, понимания, рефлексии, мышления) и трудовых навыков, самой готовности и способности к трудовому усилию.
Специально хотел бы отметить приоритетную роль региональных систем социальной защиты и всей федеральной вертикали социальной работы.
Здесь передовым на сегодня является Ханты-Мансийский автономный округ, где по итогам выездного совещания председателя ГАК и по инициативе Губернатора автономного округа Натальи Владимировны Комаровой Департамент социального развития организует целостную региональную систему социальной защиты наркозависимых через введение соответствующего регионального Государственногой стандарта социального обслуживания"Социальная реабилитация и ресоциализация лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ", а также введение специального сертификата на реабилитацию.
Об этом подробно расскажет сегодня лидер данного направления первый заместитель директора Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ирина Александровна Уварова.
Таким образом, серьёзные заделы и отработанные элементы для создания единой национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации в стране созданы.
При этом очевидна главная проблема: практически вся эта гигантская, колоссальная деятельность сегодня находится вне правового поля.
Законодательный механизм в стране отсутствует. Иными словами: общество остаётся в незащищённом от пребывания массы наркопотребителей во всех его порах, да и сам наркопотребитель, остающийся один на один с улицей и глубоко страдающими родственниками и близкими.
Даже казалось бы административное побуждение - в законодательном плане является проблемой, ведь наказывают для того, чтобы взять штраф, а не направить на программы реабилитации и социальной интеграции. То есть мы мощью закона изо дня в день добиваемся по сути извлечения прибыли из совершающих административные наркопреступления, а не пресечение самих причин преступности и возвращения данных лиц в социум.
Более того, из существующего законодательства изымаются и те крохи, которые на сегодня имеются.
Так, в настоящее время в Госдуме начинается рассмотрение проекта новой редакции федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", из которой из числа оснований признания граждан (семей) нуждающимися в социальном обслуживании вообще выпала категория граждан или членов семьи, у которых устойчивая наркотическая или алкогольная зависимость.
Это означает, что закрывается последняя возможность для регионов развёртывать на государственном уровне программы социальной реабилитации наркозависимых лиц в системе социального обслуживания.
В российском правовом пространстве вообще отсутствует само понятие социальная реабилитация, причём, не только наркозависимых. Работают тысячи центров социальной реабилитации, десятки тысяч студентов ежегодно получают в зачётную книжку оценки по предмету "Социальная реабилитация", издаются учебники и защищаются диссертации, но с точки зрения законодательства это всё является у нас своего рода партизанской деятельностью, что, понятно, всегда легко перевести и в прямо незаконную.
Прошу уважаемых депутатов обратить внимание на данную вопиющую ситуацию и исправить её.
И самое главное - отсутствует система законодательно закреплённых и чётко прописанных правовых норм, которые бы задавали ясную и понятную схему освобождения наркопотребителей от зависимости, а общества - от опасности наркопотребления и уменьшения числа наркозависимых.
Базовый федеральный закон N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", принятый ровно 15 лет назад (8 января 1998 г.) определяет в Статье 54, что "Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи, которая включает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию", но по факту государства хватает только на исключительно медицинскую часть (а это 5 - максимум 10 процентов всего дела), но и вся помощь сводится однозначно к медицинской помощи, которая сама по себе, в отрыве от социальной реабилитации и ресоциализации, имеет практически нулевую эффективность.
А правильный, казалось бы, термин "медико-социальная реабилитация", вместо задания комплексного процесса по указанным трём ступеням - лечение, социальная реабилитация и постреабилитационный патронат - сводится в подавляющем большинстве случаев к медицинской составляющей. Медицина финансируется - и это хорошо, а всё остальное - нет.
Ну, и на законодательном уровне вообще не прописана сама схема освобождения от наркозависимости. Делается жизнеутверждающая декларация - "Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи", но как эта помощь оказывается и где и в чём гарантии того, что эта помощь состоится на деле, а не окажется очередным обманом - этого в законодательстве нет.
Уважаемые коллеги, настоятельно требуется законодательное творчество, которое бы оформило существующую передовую практику освобождения от зависимости в полнокровной системе законодательных норм.
Здесь существуют три возможных стратегии.
Первая - принимать отдельный новый ФЗ "О социальной реабилитации и ресоциализации".
Вторая - кардинально переработать существующий базовый 3-й ФЗ
Третья стратегия, которую я уже озвучивал на парламентских слушаниях в Госдуме и Совете Федерации в этом и прошлом году - вообще выйти на создание простого и ясного Антинаркотического кодекса.
У каждой из стратегии есть свои плюсы и минусы, просил бы обсудить.
Главное - должна появиться простая и ясная схема для любого российского гражданина, попавшего в трудную жизненную ситуацию, его родных и близких.
Сегодня, повторю, человеку попросту некуда пойти - вся система законодательства создана исходя из предположения, что можно всю проблему наркомании свалить на наркологическую медицинскую службу, но мировой опыт и практика организации освобождения от зависимости в России говорят о прямо противоположном - нужна долгосрочная немедицинская социальная реабилитация.
Уважаемые коллеги!
Время не ждёт!
Предлагаю следующий 2013 год сделать годом окончательного создания Национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых и осуществить не только практические меры на местах, но и коренной пересмотр всего антинаркотического законодательства.
Считал бы целесообразным также отработать эти проблемы со всеми законодательными собраниями в регионах - вместе с региональными антинаркотическими комиссиями, которые по должности возглавляют в субъектах Федерации губернаторы.
Критически необходимо законодательное творчество на всех уровнях управления, начиная с муниципального.
Прошу также участников круглого стола поддержать нашу совместную с Минздравом России инициативу по организации межведомственной президентской программы "Комплексная реабилитация наркозависимых".
Также прошу Сергея Владимировича Железняка, как представителя Государственной Думы в Государственном антинаркотическом комитете на очередном заседании ГАК 19 декабря выступить с систематизированными предложениями по развитию антинаркотического законодательства. Примерный план возможных законодательных актов нами подготовлен, надо провести его инвентаризацию и существенно усилить. Возможно, для этого следовало бы создать целевую рабочую группу ГАК.
Уважаемые коллеги!
Мы понимаем, что основная тяжесть практической работы ложится на регионы и муниципальные образования, на неправительственные организации. Но без ясной позиции государства и чёткого законодательного оформления новой для нашей страны практики социальной реабилитации кардинального изменения в наркоситуации мы не получим.
Спасибо за внимание.
www.narkotiki.ru
© 2006—2025. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.