Доклад на Малом Соборе РОСХВЕ - 2016 Заместителя Начальствующего епископа РОСХВЕ по международным отношениям, Президента Ассоциации христиан веры евангельской «Глобальная стратегия» (АХВЕГС), епископа Дмитрия Благоева.
Вызов секулярного общества
Сегодня с достаточной долей уверенности мы можем говорить о том, что интеллектуальный триумфализм эпохи Возрождения и строительства индустриального общества себя исчерпали.
Реакцией на недостатки рационализма эпохи Возрождения стала новая идеология постмодернизма.
Не ставя перед собой задачу подробно изучать данное явление, стоит отметить некоторые его основные постулаты, которые должны нас заинтриговать:
Единственное, в чем мы можем быть уверены – это то, что ни в чем нельзя быть уверенным;
Объективной истины не существует по определению. Истиной является то, что представляется мне истинным. Твоя истина может коренным образом отличаться от моей истины;
Наша жизнь не имеет ни смысла, ни абсолютной заданной цели;
Все, что мы имеем – это множество субъективных, культурно обусловленных мнений; объективных критериев, согласно которым мы можем о них судить, не существует;
Данная плюралистическая идеология заявляет, что все разнообразные культуры, религии и убеждения одинаково ценны и одновременно правдивы.
Поэтому звучит призыв отказаться от наивного и высокомерного мнения, что мы должны всячески пытаться кого-то «обратить в свою веру», и тем более, «обращать» всех;
Для тех, кто принял идеологию плюрализма, нет ничего более оскорбительного, чем заявление христиан об их уникальной миссии и их притязания на евангелизацию всего мира. Плюрализм утверждает уникальную обоснованность каждого верования;
Даже поверхностный опыт общения с жителями бывшего “христианского мира” показывает, что данную идеологию во многом или практически во всем разделяет подавляющее большинство, несмотря на формальную принадлежность к разным религиозным группам;
В этом пространстве и ислам находится под сильным давлением секуляризма. Последствия данной идеологии заметны в самых разных сферах общественной жизни: в семейных отношениях, в межличностном общении, в образовании, в бизнесе и т.д. Один из наиболее печальных для нас результатов – это падение нравов в самой церкви, все чаще имеющие место компромиссы.
Предлагая подходы к ответу на этот весьма серьезный вызов, позволю себе повторить свои мысли, которые озвучил в прошлом году:
На мой взгляд, нам не обойтись без переосмысления понятия «успешной церкви»;
Базовые категории, такие как количество прихожан, наличие красивых зданий, способность проводить масштабные конференции с участием выдающихся служителей и т.п. на самом деле не отражают наше реальное влияние в обществе. Задачи следует начать ставить в другой плоскости, в первую очередь, научиться воспитывать христиан, способных вступать в публичную дискуссию и влиять на общественные процессы в городах, регионах и страны в целом;
Полагаю, что нашей основной задачей, как служителей, должно стать воспитание образованных, способных к самостоятельному мышлению, имеющих собственную обоснованную позицию и, прежде всего, влиятельных в мире христиан. Только используя их потенциал, мы смело сможем бросить интеллектуальный и моральный вызов ныне доминирующей в пост-христианском мире идеологии секуляризма;
В этом смысле главным критерием оценки нашей деятельности должна стать наша способность к переформатированию общественного мнения и общественных структур согласно нашим ценностям и понимания проявления Царствия Божьего на земле. Добиться этого силами одних лишь священнослужителей – задача невыполнимая!
Важно, чтобы мы вели дискуссию на самых разных общественных площадках, добиваясь следующего:
Мы должны отстаивать ясную позицию, что объективная истина существует без всякого намека на личное превосходство, без высокомерия и надменности;
Нам следует отказаться от искушения детально и публично обсуждать разные формулировки христианского вероучения и начать фокусировать общественное внимание на уникальности личности самого Христа, которая выражена в Его воплощении, искуплении и воскресении. В этом у Него нет ни противников, ни конкурентов!
Важным в этом смысле должно стать стремление удерживать наше христианское единство посреди нашего многообразия. Одновременно с этим явно стоит и другой вопрос – где провести черту? С кем стоит сотрудничать, а от кого желательно дистанцироваться? В том числе, из-за методов, которые нередко предлагается использовать в борьбе за «традиционные ценности».
Вызов экономических проблем
Экономические проблемы очевидно становятся одним из главных вызовов современности. Кризисы наступают все чаще и «лечатся» все сложнее. Перед лицом экономических испытаний очевидно, что церкви не следует отказываться от своей традиционной исторической роли как института поддержки и взаимной выручки в трудные минуты. Но не менее важен другой вопрос: церковь может и должна дать свой ответ на вопрос, в чем кроются глубинные корни экономических проблем. Вопросы бедности и слабого экономического развития являются результатом идеологий, игнорирующих суть человеческой природы, описанной в Священном Писании, и замысел Творца. Далеко не все и у нас дома, и на миссионерских полях интересуются нашими религиозными убеждениями. Но практически все ищут ответы на вопрос, как выбраться из трясины бедности и нищеты, как добиться материального благополучия.
В этом смысле перед нами могут открыться интересные возможности. Одним из наиболее эффективных подходов к благовестию и миссионерской работе может оказаться вовлечение предпринимателей-христиан к обучению библейским принципам ведения дел, к созданию и коучингу бизнес-проектов в малом/среднем бизнесе.
Вызов современных технологий
Мало кто будет спорить, что современные технологии, особенно в сфере коммуникаций, во многом упрощают нашу жизнь, повышают нашу эффективность и открывают новые возможности для взаимодействия.
Одновременно с этим мы начинаем повсеместно замечать и некоторые негативные последствия их распространения:
Они нередко вызывают пристрастие;
Начинает теряться необходимость личного соприкосновения. Результатом нередко становится рост отчужденности;
Преобладание «видимости» над «сущностью».
Традиционная церковь в эпоху взрыва коммуникаций сталкивается с целым рядом весьма неожиданных вызовов:
Поместная церковь очень быстро потеряла «монополию на Евангелие»;
У многих начинает пропадать ощущение необходимости приходить на воскресные собрания, которые и по сей день во многом продолжают оставаться центром нашей церковной жизни;
У всех членов церкви появляется мгновенный доступ к любым учениям и мнениям, в том числе достаточно спорным, сомнительным, а иногда и откровенно еретическим;
Любая наша фраза «отливается в бетоне» и остается навсегда. Любой наш промах становится достоянием «всемирной общественности»;
«Диванные войны» и бесконечные дискуссии в социальных сетях лишь усугубляют наши разногласия, нередко переходят в открытую агрессию. Так разрушается и без того хрупкое единство.
Пример праведной жизни – главный ответ вызова современности
Нам серьезно следует переоценить необходимость проявления «видимости благочестия» через внедрение символики и риторики «традиционных» церквей. В пост-христианском обществе это нам скорее мешает, чем помогает.
Наша задача – показать ДРУГУЮ ЦЕРКОВЬ: современную, динамичную, открытую, находящуюся в поисках, не склонную к «понтам»;
Нам следует начать особо заботиться о создании определенной «атмосферы» в наших церквях и, в особенности, среди старших служителей.
Доброжелательность, радушие, скромность, простота, отсутствие заносчивости – именно они должны стать нашей «визитной карточкой»;
Нам не стоит бояться признавать свои ошибки и просить прощения за причиненный вред. В этом смысле интересен недавний опыт церкви «Слово жизни» в г. Уппсале, Швеция. Станет ли это трендом?
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.