Навстречу Богу, Который «творит все новое». Христианская повестка для современного мира

26.04.2017

Доклад епископа Сергея Ряховского на Круглом столе «Христианская надежда – основа для созидания будущего» в рамках Пленума Христианского Межконфессионального Консультативного Комитета (ХМКК): «Вера и преодоление гражданского противостояния: итоги столетия», проходившего 26 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге:

Сегодня, когда мы подводим итоги прошедшего столетия, мы должны посмотреть в трех направлениях:

Во-первых, нужно обернуться назад. Бог постоянно напоминает нам в Священном Писании, чтобы мы помнили свое прошлое: И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой (Втр. 8:2). Нужен честный взгляд на наше прошлое: без идеализации и без очернения.

Во-вторых, нужен взгляд вверх: нужно понимать, что Бог делал и делает в наших странах, в церквях, в мире в целом. В чем-то – покаяться, поменять свой взгляд, свою точку зрения. А за что-то – выразить благодарность.

Но нам нужен взгляд и вперед, в будущее. Церковь как пророческий народ, призвана не только дать оценку прошлому и указать на действие Бога в настоящем, но и провидеть Его замысел на будущее. И особо это актуально в столь непростое время, как наше.

Используя язык современного мира, можно сказать так: у Церкви должна быть своя – христианская – повестка дня. Речь идет не о вопросах внутрицерковной жизни и служения. Христианская повестка дня – это пророческий взгляд на настоящее и будущее этого мира на основе глубокого анализа происходящих в мире и в нашей стране процессов, сделанного с позиций христианского мировоззрения. Такая повестка рождается из способности разглядеть, что Бог делает и собирается делать в мире, и умения выразить это на языке, понятном нашим современникам.

У Церкви есть богатый исторический опыт, когда она действительно предлагала свою повестку для «города и мира» и через это – определяла будущее этого мира. Укажу лишь два примера. Во-первых, это блаженный Августин, который жил, как известно, в эпоху кризиса Римской империи. Его книга «О граде Божьем», в которой он давал духовную оценку происходящих на его глазах событий, определила историю Западной Европы почти на тысячу лет вперед! Другой пример – это действия Лютера и других отцов Реформации, 500-летний юбилей которой мы отмечаем в этом году. Даже люди, далекие от веры вообще и от протестантизма – в частности, признают, что наш современный мир сформирован именно Реформацией.

Сегодня наш мир становится все более пост-христианским. А значит, растет потребность в христианской повестке для будущего мира. Этого требует поручение Христа. Но я вижу, что этого ожидают от нас и внешние по отношению к Церкви люди. Они хотят услышать, какова позиция Церкви по отношению к основным проблемам современности.

Не претендуя на полноту вопросов, укажу некоторые из них, которые точно должны стать частью нашей повестки. Все они связаны с вопросами этики, поскольку именно этические вопросы являются тем пространством, на котором и христиане, и нехристиане могут услышать друг друга и договориться об общем благе.

Первый из этих вопросов связан с развитием технологий, особенно – био и информационных. Мы вплотную подобрались к тайне жизни и зачатия, к возможности программирования самих себя и созданию разума «по образу нашему». Что это – вечный соблазн, которому поддались еще наши прародители в Едемском саду, или – раскрытие творческого потенциала человека? Где граница, которую нельзя переходить, и почему именно? Пока у мира нет ответа на эти и другие вопросы, связанные с развитием технологий. Нам нужно дать свою версию ответа, учитывая научные достижения, но опираясь на Откровение.

Второй вопрос тоже связан с технологическим развитием, но лежит в иной плоскости. Это – вопрос о смысле труда и деятельности человека. Особую актуальность этому вопросу придают сразу два вызова. Экологические проблемы ставят вопрос о том, что значит «хранить и возделывать» землю, которую Бог доверил человеку, и чем это отличается от эксплуатации. Иными словами, как должна быть организована наша деятельность на этой земле? А второй вызов связан с тем, что роботизация труда приводит к вытеснению огромного количества людей из привычной им деятельности. В связи с чем возникает огромное количество вопросов как социального характера, так и онтологического. И пока Церковь не ответила на эти вызовы.

Наконец, есть проблема справедливости. Она, с одной стороны, вечная, поскольку несправедливость сопровождает историю человечества с момента грехопадения. Но с другой – Бог всегда обращал внимание на то, чтобы уменьшить негативные последствия расслоения людей по материальному уровню. Сегодня мы наблюдаем, что разрыв между очень богатыми и очень бедными растет огромными темпами, причем, не только между отдельными людьми, но и между целыми народами и странами. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, к каким последствиям это может привести. Каковы механизмы, компенсирующие это расслоение? Что Церковь должна сделать, чтобы наш мир был более справедливым?

Конечно, есть и другие вопросы, на которые мы должны, и я верю – сможем, дать достойный ответ. Возможно, какие-то подступы к этим ответам мы сможем дать и в ходе работы нашего круглого стола.

Благодарю за внимание!

© 2006—2022. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Дубининская, д.17, стр. 2, оф. 311

Работает на Cornerstone