Главная>Инфоблок>Публикации>Сергей Егоров:...

Сергей Егоров: В советское время иностранцы посещали евангельские церкви, но под обязательным контролем

26.06.2018

Интервью с исследователем проекта «Духовное наследие подвижников земли русской» о различных вопросах посещений иностранцами евангельских церквей в советский период. Беседовала координатор проекта, руководитель историко-архивного отдела Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Елена Кондрашина.

- Елена Кондрашина: В современной России посещение богослужений иностранцами является вполне обычной практикой. Некоторые трудности возникают в случае приглашения иностранных проповедников, но в целом все вполне понятно и доступно. А как это было в советские годы? Могли ли иностранцы посещать протестантские общины?

- Сергей Егоров: Да, конечно могли. Но, к сожалению, не всегда и не везде. Совет по делам религиозных культов, а позднее и Совет по делам религий регулярно собирали сведения о визитах иностранных туристов и служителей в протестантские общины СССР. Сведений весьма много, что подтверждает регулярность посещений. При этом, однако, посещали в основном центральные общины. Более маленькие общины и, тем более, незарегистрированные, были в основном недоступны для посещения иностранцами. По крайней мере, у нас нет достаточного подтверждения обратного.

- Е.М.: Чем занимались иностранцы во время посещения протестантских общин? Налагались ли какие-либо ограничения на их деятельность?

- С.Е.: Иностранцы были гостями, которые могли посещать богослужения, общаться с руководителями общин и передавать приветы собранию через официальных служителей общин. В остальном их деятельность была весьма ограниченной. Во времена Перестройки, конечно, в этом вопросе появилось больше свободы. Но это было в самом конце советской эпохи, а до этого все было достаточно ограниченно. Ну и, конечно, языковой барьер играл свою роль. Большинство советских граждан не владели иностранными языками, а иностранцы, естественно, чаще всего не знали русский язык. В итоге для общения требовалось наличие переводчика, из-за чего общение было не очень интенсивным. Хотя, конечно, обсудить в те годы удалось довольно много тем. Судьбы и мнения российских протестантов всегда интересовали мировое сообщество.

- Е.М.: Что интересовало иностранцев в протестантских общинах? Какие вопросы они задавали церковным служителям?

- С.Е.: Вопросы были самыми разными. Из тех записей, которые сохранились до настоящего времени, можно увидеть что иностранцев интересовало положение церковных общин и верующих в СССР, особенности их литургической и повседневной культуры, судьбе служителей, подвергшихся репрессиям со стороны государства… Вопросов было на самом деле весьма много! Так как отчеты о визитах иностранцев должны были сдаваться в контролирующие органы, большинство стенограмм были однообразными и достаточно скромными по объему. Но даже и с их помощью можно увидеть огромное количество сюжетов, которыми верующие протестанты делились со своими гостями и единоверцами.

- Е.М.: Существовали ли какие-то запретные вопросы, которые нельзя было обсуждать? Были ли какие-либо другие ограничения на общение с иностранцами?

- С.Е.: Общим требованием к такому общению было создание благоприятного облика СССР в глазах иностранцев. С одной стороны, советское государство заявляло о собственной независимости от внешнего мира, а с другой, весьма переживало о своем имидже. В связи с этим часто в разговоры включали обсуждение мифов о Советском Союзе, имевших популярность в тех или иных странах. Как именно обсуждали эти мифы мы не знаем, но вот в протоколах бесед сохранились достаточно подробные опровержения самых разных идей. Так, например, на вопрос о том, существует ли возможность строить новые церковные здания, служители отвечали, что возможность якобы есть, но у них якобы нет в этом необходимости. Из других документов мы видим, что такая необходимость явно была, причем во многих регионах. Но включение подобного рассказа в отчет контролирующего органа было чревато негативными последствиями.

 

Интервью проведено в рамках социально-значимого проекта «Духовное наследие подвижников земли русской», реализуемого на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 года № 93-рп  «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone