Главная>Инфоблок>Публикации>Исследователь...

Исследователь Сергей Егоров об отношении к труду протестантов в СССР

29.06.2018

Интервью с исследователем проекта «Духовное наследие подвижников земли русской» Сергеем Егоровым о том, как отражалась принадлежность к протестантской цекви на отношении к труду у евангельских верующих во времена СССР. Беседовала руководитель историко-архивного отдела Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Елена Кондрашина.

- Елена Кондрашина: Говоря о протестантах, часто вспоминают известную работу Макс Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Какой этикой труда руководствовались протестанты в СССР? Было ли в ней что-то особенное?

- Сергей Егоров: Действительно, вероучение протестантов стимулирует их трудовую активность, но это не носит тотального характера. Все-таки для протестантов первичен вопрос спасения, а все остальное не столь важно. Если же обратиться к советской истории, то там вполне можно обнаружить примеры того, как протестанты трудились больше и лучше многих своих современников. Но, к сожалению, из-за советской государственной системы им так и не удалось в полной мере раскрыть весь свой экономический потенциал. Каким бы ни был хорошим работник, без свободы принятия управленческих решений сделать что-то значимое в плане экономики почти невозможно.

- Е.М.: В чем проявлялась трудовая этика протестантов? Какой работой они занимались?

- С.Е.: Протестанты работали на всех тех же работах, что и простые советские граждане. Были среди протестантов и руководители крупных организаций, но они предпочитали скрывать свои убеждения. Большинство же верующих занимали подчиненные позиции, но и на них старались трудиться прилежно и усердно. В архивных источниках хранится много подтверждений того, что коллеги и начальство верующих-протестантов ценили их как хороших работников. Критику высказывали в основном идейные борцы с христианством, для которых реальные результаты работы не имели значения. Те же, кто были менее ангажированными, занимали более взвешенные позиции.

- Е.М.: Все ли протестанты трудились одинаково хорошо или все-таки были исключения из правил?

- С.Е.: Сложно оценить сразу всех советских протестантов, потому как за годы советской эпохи их было все же весьма и весьма много. Да и сведения о них сохранились лишь в ограниченном количестве. Тем не менее, мы имеем множество подтверждений того, что протестанты в СССР старались работать хорошо. Но, к сожалению, далеко не всем удавалось работать. Многих верующих увольняли с работы под разными предлогами. Особенно тяжело приходилось учителям, на которых традиционно возлагали пропаганду советского мироустройства. Для коллег и руководства верующие-протестанты казались неблагонадежными в вопросах обучения подрастающего поколения. В других сферах нередко встречалось нечто аналогичное. Многое из того, что мы знаем о качестве работы протестантов, как раз и было записано в процессах разбирательств в связи с их увольнениями с работ.

- Е.М.: Как удавалось совмещать служение и работу, особенно если речь шла о пасторах? Могли ли они работать только в церковных общинах?

- С.Е.: Да, в Советском Союзе было небольшое количество служителей зарегистрированных общин, которые могли посвящать все свое время работе внутри них.
Однако в подавляющем большинстве случаев служители совмещали светскую работу со служением в общине. Это было совсем непросто, особенно когда начальство старалось ставить неудобный график работы. В связи с этим служители предпочитали простые профессии, которые не требовали жесткой привязки к графику. Так, например, многие из них были дворниками. Это позволяло и выполнять весь необходимый объем работы, и исполнять свои священнические функции. Совсем не работать было нельзя – против этого выступало советское законодательство. Но и сами протестанты этого не хотели, для протестантов светский труд – это важная часть служения Богу, поэтому они всегда искали возможности трудиться.

Интервью проведено в рамках социально значимого проекта «Духовное наследие подвижников земли русской», реализуемого на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 года № 93-рп «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

 

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone