Верховный Cуд РФ уточнил понятия «миссионерская деятельность» и «маркировка»

04.07.2019

Руководитель Юридического департамента Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Владимир Озолин проанализировал обзор судебной практики посвященной делам, связанным с миссионерской деятельностью, подготовленную Верховным Судом в соответствии с поручением Президента РФ. По его мнению, Верховный суд фактически поддержал позицию юристов, которая многократно озвучивалась в судах всех инстанций. Однако для судов Пленум Верховного Суда России несомненно более авторитетен и есть основания надеяться, что ситуация с превратными толкованиями понятий миссионерской деятельности и маркировки изменится в лучшую сторону:

В рамках выполнения пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 февраля 2019 года N Пр-233 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Верховным Судом Российской Федерации изучена судебная практика по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за период с 2016 по 2018 год и 26 июня 2019 года Пленум Верховного Суда России утвердил соответствующий обзор судебной практики.

Верховным Судом изучено 550 судебных актов и выделены следующие основные вопросы применения положений статьи 5.26 КоАП РФ. В действительности как самих дел, так и вопросов значительно больше, но мы остановимся на самых актуальных из них.

Верховный Суд в очередной раз уточнил, что под миссионерской деятельностью религиозного объединения применительно к отношениям, регулируемым положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» понимается деятельность, которая, во-первых, осуществляется особым кругом лиц (религиозное объединение, его участники, иные граждане и юридические лица в установленном порядке), во-вторых, направлена на распространение информации о своем вероучении (его религиозных постулатах) среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в-третьих, имеет целью вовлечение названных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения посредством обращения к их сознанию, воле, чувствам, в том числе путем раскрытия лицом, осуществляющим миссионерскую деятельность, собственных религиозных воззрений и убеждений. Системообразующим признаком миссионерской деятельности является публичное распространение гражданами, их объединениями информации о конкретном религиозном вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, которые вовлекаются в их число, в том числе в качестве участников конкретных религиозных объединений (статья 24.1).
То есть, для того, чтобы признать деятельность миссионерской, нужно установить наличие всех ее признаков.

При этом публичное распространение информации о конкретном религиозном вероучении, нацеленное на нейтральное информирование окружающих о религиозном объединении, его деятельности, не может расцениваться как миссионерская деятельность. Это как в случае, что кто-либо рассказал кому-либо о церкви и пригласил прийти туда на богослужение.

Под понятие миссионерской деятельности не подпадает также размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ссылок на специализированные интернет-ресурсы религиозных объединений, поскольку такие ссылки не вводят пользователей в заблуждение относительно открываемой с их помощью информации и не препятствуют им в доступе к интересующим их материалам. А ведь часто ссылки на страницы церквей в социальных сетях расценивались именно как признак миссионерской деятельности.

При этом в большинстве случаев судьи привлекали к участию в производстве по делу специалистов, обладающих специальными познаниями в сфере религиозных отношений для исследования изображений, текстов и иных материалов. Именно заключение этих специалистов влияет на обвинительный уклон со стороны судей. Нам известны случаи, когда заключение по вопросам религии давали поэт, историк и краевед. Однако суд признал их заключения допустимыми и вынес обвинительное постановление. Поручать такое исследование необходимо специалистам. Об этом, при необходимости, нужно заявить ходатайство.

Верховный суд указал и на понятие «маркировка», используемое в статье 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Маркировка означает исключительно нанесение в произвольной форме (в печатном, рукописном или ином виде) полного официального наименования данной организации на любые материалы - как выпускаемые ею, так и выпущенные иными организациями, но используемые ею при осуществлении своей миссионерской деятельности. В тех случаях, когда материалы распространяются религиозной организацией в рамках миссионерской деятельности, но созданы (выпущены) иной религиозной организацией, требуется наличие двух маркировок: той религиозной организации, которая непосредственно издала (произвела) материалы и той, которая приобрела их для использования в своей миссионерской деятельности.

Таким образом, маркировке подлежат те материалы, которые выпускаются религиозной организацией, а также те, которые не были ею выпущены, но распространяются в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности вне мест, специально предназначенных для осуществления религиозной деятельности (например, на улице).

Под распространением религиозной литературы и материалов религиозного назначения в рамках миссионерской деятельности следует понимать не только вручение данных материалов конкретным лицам, но и обеспечение свободного доступа к этой литературе и материалам неопределенного круга лиц вне мест, специально предназначенных для осуществления религиозной деятельности.

Кстати, маркировать необходимо аудио-и видео материалы, размещаемые в сети Интернет (на сайте религиозной организации, в социальных сетях, в видеохостинге YouTube и пр.).

К административной ответственности по части 3 статьи 5.26 КоАП РФ за отсутствие маркировки и указание полного наименования религиозной организации может быть привлечен только специальный субъект – религиозная организация. Напомним, что полным наименованием считается официальное наименование, указанное в уставе религиозной организации и в реестре юридических лиц. Никаких сокращений как «МРО», «ЦРО» и подобных не допускается.

Важно отметить, что миссионерская деятельность может осуществляться как беспрепятственно в культовых помещениях и иных местах, указанных в пункте 2 статьи 24.1 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", так и с соблюдением ряда требований статьи 24.2 названного федерального закона за пределами указанных мест. Ранее некоторые суды в своих постановлениях указывали, что миссионерская деятельность вне специально обозначенных мест не допускается.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять миссионерскую деятельность при условии соблюдения ими требований названного выше федерального закона к ее осуществлению.

А поскольку за нарушение порядка осуществления миссионерской деятельности иностранному гражданину могло быть назначено административное выдворение, как, например, в случае со студентками-африканками в г. Нижнем Новгороде, Верховный суд указал, что назначение иностранному гражданину или лицу без гражданства дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Подводя итог анализу данного обзора судебной практики, отметим, что ничего нового Верховный суд не указал, а лишь закрепил позицию юристов, многократно озвучиваемую в судах всех инстанций. Однако для судов более важными являются подобного рода документы, нежели аргументы защиты. Мы рассчитываем, что в скором времени суды и правоохранительные органы перестанут произвольно толковать понятие миссионерской деятельности и обязывать маркировать каждую книгу.

Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

 

 

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone