Главная>Инфоблок>Публикации>Епископ Виктор...

Епископ Виктор Судаков: «Передача эстафеты служения. Практика и вызовы подготовки следующего поколения служителей»

19.10.2016

Доклад Полномочного представителя Начальствующего епископа в Свердловской области епископа Виктора Судакова (г. Екатеринбург) на Малом Соборе-2016 РОСХВЕ.

«Передача эстафеты служения. Практика и вызовы подготовки следующего поколения служителей».

Когда конь выигрывает международные соревнования, скачки, его цена возрастает до десятков тысяч долларов. Когда выигрывают его потомки, его цена увеличивается до сотен тысяч долларов. Он стоит дороже, если не только сам является чемпионом, но он и рождает новых чемпионов. Это очень важно. Также и мы, каких бы высот не достигли в служении, какие бы здания не построили, мы заинтересованы в том, чтобы следующее поколение не просто продолжило наше дело, но и пошло дальше.

Практика подготовки служителей следующего поколения

1. Христианская семья

Брак является той базой, где формируются будущие служители. Проблема «отцы и дети» насущна в церквях, но не нужно этого бояться. Это проблема всего общества, все люди с этим сталкиваются. В наших церквях уже образуются династии служителей, проповедников, когда, согласно Писанию, Бог Авраама становится Богом Исаака, Бог Исаака становится Богом Иакова и т.д. Раньше только на Западе были такие проповеднические династии как Грэммы, Хейгины. Сегодня в нашей стране у нас уже есть Ряховские, Реннеры и другие.

Воспитывать своих детей в соответствии со Священным Писанием – это обязательное требование к служителям. Епископ должен хорошо управлять своим домом, мудро и правильно содержать детей в послушании со всякою честностью. Здесь действует закон подобия. В проповеди Евангелия слова имеют силу, если за ними стоит жизнь. Франциск Ассизский сказал: «Проповедуй Евангелие постоянно, если необходимо, пользуйся иногда словами».

Дети не столько учатся, сколько подражают нам. Недавно в нашей церкви проходила конференция с участием представителя IHOP, после которой у нас был ужин дома. Наш 3-летний сын слушал, как наша иностранная гостья говорила на английском языке, и все к ней обращались на английском. Через некоторое время он тоже стал обращаться к ней на своем непонятном языке.

По его мнению, он стал говорить с ней так, как она понимает. Дети постоянно копируют, в том числе и нашу веру. Во многом духовные проблемы детей – это скрытые проблемы их родителей.

Закон подобия, который Господь заложил в творение: всякая трава сеет семя по роду своему. Мы порождает то, кем являемся сами.

2. Работа с подрастающим поколением в общинах.

Мы читаем в Писании о том, что Бог Моисея становится Богом Иисуса Навина, Бог Илии становится Богом Елисея, Бог Павла – Богом Тимофея.

Существует преемственность.

Сегодня в наших церквях можно выделить три вида служений, которые воспитывают будущих служителей: молодежное, детское и подростковое.

В России проходят регулярно молодежные конференции, которые могут дать молодым христианам вдохновение, стимул, зажечь веру. Помимо этого в нашей церкви и других проходят детские и подростковые лагеря, «Царские охотники», загородные выезды. Это всё периодическая работа.

Регулярная работа – это воскресные школы, молодежные, подростковые служения, а также такие проекты, как «Год для Бога», «Мое поколение», Молодежные альфа-курсы.

Вызовы подготовки следующего поколения служителей

- Проблема детей верующих родителей (ДВР), когда в церкви подчищаются площадки для определенных детей

Можно сделать из церкви семейный бизнес, но он не имеет будущего, хотя и может длиться какое-то время. У нас на Урале есть известная династия предпринимателей Демидовых – это толковые, мудрые люди, которые успешно вели бизнес, но в конце концов через одно потомство этот бизнес сошел на нет.

Когда я принял Христа в 1989 году, это было в подпольной пятидесятнической церкви, я начал все больше и больше проповедовать, и это вызывало воодушевление в общине. Но вскоре меня стали отодвигать на периферию, освобождая место для «правильных людей». В результате они потеряли меня как служителя в своей церкви, но я нашел служение в своем городе.

Конечно, это не значит, что у детей пасторов табу на проповедь, служение, пасторство, но к ним должны быть повышенные требования, причем это требование самой общины. Когда мне говорят, что мой сын будет пастором, я отвечаю, что неизвестно, кем он будет. Я хочу, чтобы он был тем, кем Бог желает его видеть.

Миссионерство в нашем доме, в нашей семье – это самое главное. В Деяниях 1:8 сказано: «…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Этот стих обычно используют для призыва к миссионерской работе. Я всегда думал, что здесь идет речь о служении, «примите силу» как проповедники, служители, пасторы, но здесь написано «свидетелями», т.е. не обязательно быть красноречивым, харизматичным, а просто нужно видеть и рассказывать об этом.

- Технология вместо веры

Иногда возникает такое чувство, что будто Бог находится у нас в кармане, а проблема в том, что никто не хочет принимать этого Бога. И думаем, как бы нам эффективнее Его продвигать? Почему мы в этом так уверены? Почему мы думаем, что имеем какое-то великое познание? Мне часто трудно быть в пасторском общении, где разговоры о росте церкви, служении, новых технологиях проповеди. Это все важно и интересно, но мы редко общаемся о духовной жизни, своих духовных переживаниях, общении с Богом.

Дети очень сильно на это реагируют. Мы им должны передать не технологию пасторской работы, а познание Бога. А познание Бога можно передать, если ты сам являешься Его свидетелем. Иначе все это выродится в мертвую религию.

Иисус Навин сидел при палатке Моисея. У Моисея была личная скиния, где он искал Господа. Иисус Навин не отлучался от нее. Он видел познание Бога Моисеем, и он сам познал Бога, но следующее поколение оставило Бога: «… и когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, — тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа…» (Книга Судей 2:10-12).

Иисус Навин много воевал, сражался, был для них победоносным человеком, но следующий род видел только великие завоевания и не видел Бога. При таком подходе будущие поколения в лучшем случае будут хорошими технарями. Важно говорить детям не только технические вещи, но дать им вкусить Бога.

Несмотря на многочисленные поездки, я стараюсь много общаться с молодежью в церкви, мы вместе смотрим и обсуждаем фильмы, честно садимся и разговариваем с ними. Это важно.

- Отсутствие опыта передачи служения у пасторов

Так получилось, что в 90-х гг. мы начинали служение практически с нуля.

Были люди, которые нас вдохновляли, приезжали на конференции. Мне никто не передавал служение, у меня нет такого опыта. Церковь, которую я основал в Екатеринбурге, никто не передавал, это первое поколение служителей. Как практически передавать служение, я не знаю.

В конце 90-х я был в самой большой церкви в Каролине, США. Это была многотысячная церковь, и за 16 лет у них было 2 неудачные передачи служения. Когда после этого я оказался у них в зале, там было всего около 250 человек.

Сама новизна трансмиссии – передачи служения от старшего поколения молодому, это опыт, к которому многие церкви, перешагнувшие 20-25 летний рубеж, только подошли. Практика покажет.

- Избыток информации

Моя дочка сказала мне: «Вы росли в другое время». Когда я в конце 80-х гг. поступил в свой первый ВУЗ, у меня были проблемы с поиском информации.

Когда я писал курсовые работы, я ездил в библиотеку, иногда был вынужден в Москву летать. Сейчас другая проблема: что делать с огромным количеством информации?

Обычный поисковик не подходит для сбора серьезной информации, есть специализированные сайты. У христианских студентов сейчас обсуждаются эти вопросы. В Екатеринбурге раньше были студенческие христианские общества «ССХ» и другие, сейчас их нет. Мы в каких-то вопросах не специалисты, мы не исследовали какие-то вещи и выдаем их в качестве примеров в проповеди, но потом студенты проверяют это и высмеивают их.

Моя дочь сказала мне: «Папа, не касайся в проповеди теории эволюции, если ты считаешь, что это только о том, что ты произошел от обезьяны, то ты ничего не понимаешь в этом вопросе».

Дочь учится в Санкт-Петербурге в христианском университете, там много ДВР. Она говорит: «Папа, проверяй свои примеры». У них есть целые коллекции наших проповеднических примеров, которые мы говорим на проповедях, чтобы проиллюстрировать наши великие истины. Они говорят: «Если твой пример липовый, может и твоя истина липовая?»

Мы сейчас собираемся с церковной молодежью и слушаем лекции профессора, доктора наук, которая работает в институте мозга человека. Ее лекции во многих вещах помогают молодежи познавать Бога и постигать духовные истины. Например, сейчас ученые нашли доказательства, что неандертальцы – это не тупиковая ветвь, они дали потомство и есть сейчас.

Как же так? В Библии написано: «Входили сыны Божьи к дочерям человеческим», то есть были какие-то разные виды «хомо-». Нормальные научные исследования не противоречат истине Божьей. Студенты мне задают разные вопросы, мы общаемся. На какие-то вопросы я не могу ответить, но они видят, что я живой. За некоторые вещи мне даже приходится извиняться, непроверенные примеры, которые я применял в проповедях.

Когда мы отрицаем изменения, которые произошли в современном обществе, то мы обрекаем себя на маргинализацию, и новое поколение будет уходить из церкви.

- Количество в ущерб качества

Мы хотим насадить больше церквей, взрастить больше священнослужителей, но мы забываем, что каждый священнослужитель – это уникальность дара, и не сделать это на конвейере никак. Мы же хотим, чтобы они были не просто копией. Мой сын подражает мне, но я хочу, чтобы он стал лучше, чтобы он стал оригинальным. Также и со служителями. Когда мы ставим этот вопрос на поток, получаем директоров больших и малых церквей. Важно помнить, что нам нужны настоящие служители.

© 2006—2020. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, факс: +7(499) 110-3714  |  Адрес: г. Москва, ул. Дубининская, д.17, стр. 2, оф. 311

Работает на Cornerstone