Оксана Куропаткина: Иван Воронаев: миссионер 1920-х годов

04.09.2018

Иван Воронаев, яркий протестантский лидер, немало сделал для бурного роста «сектантских» общин в 1920-е годы (о его обращении к вере можно прочесть здесь, о последующей эмиграции в США — тут.

Иван Воронаев приплыл в Одессу из Америки в 1920 году, когда начался страшный голод. Из Оренбургской губернии пришло письмо, что большинство родственников Воронаева умерли от голода. Самому Воронаеву не хватало денег, а железнодорожный транспорт был в очень запущенном состоянии. Решено было остаться в Одессе, где Воронаев и начал свою проповедь.

Оксана Куропаткина: Иван Воронаев: миссионер 1920-х годов

Баптистские и евангельские общины поначалу охотно приняли талантливого проповедника; проповеди «американца» о крещении Духом Святым со знамением иных языков многих заинтересовали.

Но дружба продолжалась недолго. Одесситы поинтересовались у Всероссийского союза евангельских христиан, возглавляемого Иваном Прохановым, что там думают о Воронаеве. Из Петрограда пришел ответ: учение пятидесятников — ересь, ведущая в страшное заблуждение, а потому одесской общине предписывалось избавиться от «лжеучителей» Ивана Воронаева и его ближайшего помощника Василия Колтовича. Вместе с ними изгонялись и те сто верующих, которые уже приняли новое учение.
Завязалась идеологическая борьба. По словам одесских баптистов, Воронаев выдал себя за баптистского проповедника из Америки, и потому одесский пресвитер вместе с общиной доверились ему как своему брату по вере. Но через некоторое время «брат» увлек всю общину в пятидесятничество, за исключением двенадцати человек, оставшихся с пресвитером. Гавриил Понурко, посланный Прохановым для противостояния Воронаеву в Одессе, вернулся в Москву пятидесятником. На страницах протестантских журналов стали появляться статьи, резко критикующие Воронаева за его пятидесятнические убеждения.

Воронаевцы стали проводить богослужения в подвале железнодорожного вокзала, там и образовали первую пятидесятническую общину. 12 ноября 1921 года она была официально зарегистрирована как «Церковь христиан евангельской веры». За последующие три года число пятидесятнических общин в Одесской области превысило полсотни. К воронаевцам стали переходить представители русского религиозного сектантства — хлысты и духоборы.

Сторонников Воронаева становилось все больше, и для них было снято четыре зала, один из них — на тысячу человек. Проповедь шла не только в Одессе –
 к 1924 году на Украине насчитывалось около сотни общин, к 1925 году – уже около двухсот, с общей численностью более 10 тысяч верующих.

Развитие воронаевского движение стало заметным извне, поэтому, во избежание неприятностей, его сторонникам надо было продемонстрировать советской власти всяческую лояльность. В 1926 году вышло «Краткое вероучение христиан евангельской веры», в пункте 15 которого было сказано: «…что же касается исполнения гражданского долга и отношение к государственным выборам, то каждый по своей совести пред Богом подаст свой голос за тех, кто стремится в мире и любви достичь блага народу» (предыдущие выборы в 1924 году характеризовались пассивностью и безучастным отношением к ним крестьян, поэтому власти хотели увеличить явку избирателей).

В том же году зарегистрировать Всеукраинский союз христиан евангельской веры, председателем которого был избран Иван Воронаев. Был создан также Единый союз христиан евангельской веры СССР (около трехсот церквей, к концу 1929 года — более тысячи, объединивших около 25 тысяч человек) в составе свыше трехсот церквей в разных концах страны. Правление нового Союза должно было постоянно находиться в Москве, а в Одессе — временно.

В 1927 году у Воронаевых родился сын Тимофей и умерла от рака дочь Вера. В 18 лет она замещала регента и руководила хором общины и играла на фисгармонии. Сам Иван Воронаев играл на скрипке в организованном им струнном оркестре, Екатерина Воронаева пела в хоре и занималась душепопечением у женщин.

В том же году в Ленинграде Воронаев встретился с Иваном Степановичем Прохановым, известным своими далеко не лояльными в отношении пятидесятничества взглядами. Два ярких протестантских лидера в итоге нашли общий язык; Проханов даже показал Воронаеву план своего Города Солнца, который, с тогдашнего одобрения властей, хотел построить.

В 1928 году правление Союза отправило в длительные командировки благовестников в отдаленные края СССР — в Ташкент и в Среднюю Азию, на Урал, в Сибирь, в Забайкалье и в Алтайский край. Воронаев, как правило, вместе со своим ближайшим помощником В.Р. Колтовичем, и сам объездил всю Украину, бывал в Крыму, на Кавказе, в средней полосе, в Москве и Ленинграде. Посещал не только пятидесятнические общины, но и все другие, где его встречали. Расходы на поездки часто шли за счет американских русских — единоверцев.

А в 1929 году грянул гром, общий для всех религиозных организаций — новое репрессивное законодательство «о культах», повлекшее закрытие Союза и репрессии в отношении Воронаева и многих других пятидесятнических деятелей.

*Статья написана в рамках проекта Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) «Духовное наследие подвижников земли русской», реализуемого на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 года № 93-рп «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

Источник: syg.ma

 

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone