Последние события вокруг нашей страны говорят о том, что русский — это больше, чем национальность, традиция и культура. Представители различных народов, этносов, проживающих в России, говорят о себе с достоинством, что они русские. Конечно, в данном контексте речь идёт не о национальной принадлежности. Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна. Когда представители разных народов говорят о том, что они русские, подразумевается, что люди говорят о единых основополагающих ценностях, присущих России. Сегодня русские — это исторически сложившееся сообщество со своими четко выраженными ценностями, устойчивыми традициями, богатой многовековой культурой, но, в первую очередь, национальным, присущим только ему, самосознанием. Наша страна, как никакая другая, пережила в своём развитии множество исторических эпох, характеристики которых были максимально контрастными в своей противоположности: древнерусская эпоха, эпоха средневековой смуты, эпоха петровских реформ и екатерининского величия, эпоха революций и Гражданской войны, советская эпоха, эпоха Возрождения современной России - словно это история не одной страны, но многих совершенно отличающийся друг от друга стран. Так есть ли некая константа, отличительная черта, послужившая опорой, которая позволила устоять, пройти сквозь все испытания, выпавшие на долю нации, связующая сила, объединившая поколения, что мы сегодня можем говорить о русском народе как об едином уникальном сообществе?
Есть. В русском языке существует понятие, аналогов которого нет в никаком другом языке мира. Это слово — Соборность. Это не соборность в строго церковном смысле. Это не культовое здание, в котором проходят богослужения. Это не собрание духовенства для решения важных богословских вопросов. Хотя и это тоже в общем контексте этого явления. Соборность в русском понимании не событие, это мировоззрение.
Переводчики предлагали разные слова, которые могли бы отобразить этот смысл, такие, например, как «солидарность», «коллективизм», но всё это было неточно и непонятно. Много философских работ написано на тему осмысления уникального явления русской соборности. Безусловно, соборность формировалась и развивалось из богословской мысли, которая рассматривала христианство как слияние индивидуального в общее, цельное, когда разные люди приходили к одному Богу и их общая вера делала это сообщество людей неким единым целым и ценность их общего становилась выше ценности личного, индивидуального. Выдающийся русский философ XIX века Алексей Степанович Хомяков описал подобное единство как единодушное согласие личных свобод. Соборность в ментальности людей хотя и основывалась на постулатах христианской веры, тем не менее выходила за рамки богослужебной практики, охватывала практические области жизни русских людей. Практика соборного или общинного управления, выработанная Россией является уникальной для мировой политико-правовой мысли. Вплоть до петровских реформ самоуправление в России было общинным, мировым или по-другому соборным. История России описывает управление обществом посредством Земских Соборов, особенно в XVI-XVII веках, когда решения по спорным вопросам принимались не подсчетом голосов, но единогласно. Если английский парламент, который являлся для западных стран образцовым методом уравновешивания ветвей власти, родился из кровопролитной политической борьбы, то мотивы учреждения земских Соборов в России были совершенно иные. Характерная черта русского человека заключалась в том, что в его ментальности община имела высшую ценность над индивидуальными интересами, особенно в кризисных ситуациях, когда под угрозой оказывалось само существование общины. «Мы» становилось важнее «я» и на Собор созывались люди, заинтересованные не отстоять свои интересы, а стремящиеся найти такие решения, которые бы принесли лучшее для всех. Взаимные компромиссы не были проявлением слабости, но поиском лучшего.
Но сейчас мы не рассматриваем структуру Собора как государственного представительного органа, который в свое время был двухпалатным, где право голоса имели представители от каждого сословия страны. Известно, что последний русский царь Николай II в критические дни перед крахом Империи желал собрать Земский Собор, но история повернулась в сторону создания Государственной думы, парламента западного образца.
Соборность, как русская национальная идея, объединяла российский народ в различные эпохи его существования вне зависимости от формы государственного строения. Невиданные по масштабу проекты гражданского строительства во время индустриализации, массовый героизм во время Великой Отечественной войны, земское ополчение, возглавляемое посадским старостой Кузьмой Мининым и полководцем Дмитрием Пожарским, освободившее Москву в 1612 году, отечественная война 1812 года, когда «мы» и «всем миром», когда одна на всех победа - это всё Соборность как основа русского национального самосознания.
Российский протестантизм имеет присущую ему особенную черту, заключающуюся в том, что классические идеи протестантизма легли на русское соборное самосознание, которому чужд культ индивидуализма, который воспринимает единство не как следование универсальной форме, но как свободное согласие, взаимное обогащение уникальных разностей. Чтобы увидеть это, достаточно прочитать девиз нашего евангельского Союза, который не потерял своей актуальности с момента основания РОСХВЕ(п) до дней Большого Собора 2023 года: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь».
Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.