Доклад епископа Сергея Ряховского на конференции РАРС «Роль религии в современном мире».

09.08.2016

1 июня 2016 года в Москве в Президент-отеле состоялась научно-практическая конференция, организованная Российской ассоциацией защиты религиозной свободы (РАРС) при участии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации на тему: «Роль религии в современном мире». Начальствующий епископ РОСХВЕ, Член Общественной палаты РФ, епископ Сергей Ряховский выступил на мероприятии с докладом на тему «Роль религиозных организаций в сохранении духовно-нравственных ценностей».

Публикуем полный текст доклада.

Роль религиозных организаций в сохранении духовно-нравственных ценностей

В аналитических докладах сегодня доминируют политические и экономические показатели, по ним оценивают целесообразность развития того или иного проекта. В отношении религиозных объединений мы также можем говорить о росте политического влияния религиозных объединений, политического признания и наращивании финансового капитала, но основная миссия религиозных объединений не в этом. Можно быть богатым, но бедным душой.

На протяжении тысячелетий религиозные идеи формировали ментальность, определяли оценку событий, определенный уклад жизни. Духовные ценности уходят корнями в понимание мира как места воплощения Божьего замысла о человеке, они дают возможность преодоления плотских желаний славы, богатства и безопасности. Духовные ценности подвергаются испытанию каждым новым поколением, которое либо подтверждает их значимость, либо отвергает. В этом смысле важнее не столько сохранять духовно-нравственные ценности как традиции прошлого, сколько помогать молодым людям приходить к вере, находить Бога, получать собственный духовный опыт, тогда эти ценности станут востребованными.

Особенности духовно - нравственного развития

Во-первых, необходимо отметить, что настоящее духовно-нравственное развитие не может происходить по принуждению. Любое давление в этой сфере как посредством политических приемов, так и экономических приводит к обратной реакции. Исторический опыт показывает, что насаждение веры с позиции власти неэффективно. Можем ли мы преодолеть историческую привычку?

Во-вторых, передача духовно-нравственных ценностей осуществляется при наличии примеров конкретных людей, живущих святой жизнью, воплощающих Божью волю в своей жизни, работе, семье. Там, где встречаются такие люди, религиозная риторика превращается в живую проповедь. Стремление к духовному подъему нашего народа невозможно без искреннего изменения жизни элиты. Сегодня образцом для подражания стали вовсе не духовно-нравственные ценности, а роскошь, гордость и вседозволенность. Именно к таким ценностям, к сожалению, и тянется подрастающее поколение. Очевидно, что необходимы другие ориентиры, и они есть в российской истории. Также в современной информационной картине необходимо, чтобы материалы, несущие добрые ценности, были качественными, чтобы песни, фильмы, книги затрагивали за живое. Как я уже говорил, в нашей истории очень много и достойных людей, подвижников, жизнь которых может быть хорошим примером для всех нас.

Однако о многих из них знает лишь узкий круг исследователей, да и то не многое. В прошлом году РОСХВЕ провел специальный исследовательско-просветительский проект «Подвижники земли русской». В его ходе удалось и установить многие обстоятельства жизни и служения одного из основоположников российского пятидесятничества Ивана Воронаева. Интереснейшая и героическая биография, которая могла бы стать основой для книг и фильмов. Также хочу отметить, что в ходе осуществления проекта «Подвижники земли русской» прошла серия круглых столов в разных российских городах, связанных с проведенными исследованиями. Тем не менее, все это затрагивает главным образом экспертное сообщество и до массового внимания не доходит. Тоже самое касается и достойнейших из служителей других конфессий. Как много фильмов, не говоря уж о сериалах, посвящено Серафиму Саровскому или Сергию Радонежскому? Или духовному подвигу русских князей, которые ради своей христианской веры отказались совершать языческий обряд (проходить сквозь огонь) и поплатились за это жизнями? В современных медиа царит дух наживы, достижения личного успеха не за счет упорного труда на благо общества, но за счет авантюр, интриг, а иногда и просто обмана. Чрезвычайно необходимы другие герои и другие истории, про которые нужно красиво и интересно рассказать. И, безусловно, крайне важен личный пример тех, кто находится на самом виду общества.

В-третьих, особенностью нашего времени становится отношение уважения к другим религиозным традициям как проявление духовности. Глобальный мир уже не может существовать по примеру прежних исторических эпох, когда он был монорелигиозен. Понимание собственных убеждений, их конкретная реализация в работе и повседневной жизни происходит в тесном контакте с людьми разных народов, традиций и религиозных воззрений. Глобальная перспектива вносит серьезные коррективы в наше мировосприятие. Сегодня время серьезной работы над богословием гостеприимства и добрососедства без потери собственной религиозной идентичности.

Определенная работа в этом направлении ведется. Здесь стоит отметить вклад и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, деятельность которого дает серьезнейший импульс к равно уважительному отношению со стороны представителей власти на местах ко всем традиционным религиям. Нельзя не отметить Общественную палату РФ, где представлены священнослужители большинства конфессий. На площадке Общественной палаты РФ также постоянно проходят мероприятия и по гармонизации отношений между религиями, и по проблемам государственно-конфессиональных отношений. С удовлетворением хочу отметить и конструктивные преобразовании в работе Христианского Межконфессионального Комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК). Уверен, что этот формат позволит серьезнейшим образом улучшить взаимодействие между конфессиями не только внутри России, но и на всем постсоветском пространстве.

Духовно-нравственные ценности – основа оздоровления общества

Сегодня много говорится об определенной изоляции России. В этой связи, хочу отметить, что переживание политической и экономической изоляции может быть плодотворным, если оно приведет к духовному преобразованию общества. Там, где звучит христианская проповедь, молитва происходит оздоровление. Многочисленные примеры евангельских церквей показывают, что Бог способен изменить жизнь человека, поднять из падшего состояния. Особенно наглядно это видно в реабилитационных центрах, находящихся под духовным окормлением евангельских церквей. Это люди, которые вели абсолютно асоциальный образ жизни, от многих из них отворачивались друзья и отказывались родители. И это было понятно и объяснимо, ведь наркоманы и алкоголики приносили в дом беду, причем были при этом крайне социально опасны: воровство, бандитизм и проституция являются непосредственным спутниками наркозависимости. И вот благодаря Церкви, благодаря проповеди Евангелия, благодаря тому, что они увидели личные примеры служителей, прошедших ад наркозависимости, восстановившихся, эти люди тоже меняются. Причем восстанавливается не только здоровье, т.е. уходит физическая зависимость от наркотика. Более важно, что меняются морально-нравственные ориентиры. Бывшие наркоманы, бандиты, хулиганы выходят на субботники и убирают улицы городов, рассказывают о своей жизни и как она изменилась тем, кто сейчас находится в зоне риска. Например, во время наводнения в Крымске большая группа волонтеров, которые поехали на помощь пострадавшим, активно участвовали в восстановительных работах, среди них были выпускники реабилитационных центров. Люди, ранее наносившие обществу реальный ущерб, становятся в авангард созидателей этого общества.

Таким образом, возрожденный человек оставляет греховную жизнь в прошлом и способен начать сначала, начать работать, созидать семью, рождать детей, вкладываться в изменение общества вокруг себя. Динамика изменения в обществе следует тому же принципу. Покаяние – это признание своей греховности, слабости и отказ идти тем же греховным путем. Духовное-нравственное возрождение страны невозможно без отказа от беззакония, воровства и обмана, которые как ржавчина проели устройство нашего общества. Исторический опыт показывает, что изменения возможны. Но они требуют принести в жертву свои корыстные интересы, отказаться от сосредоточенности на себе, нацелиться на служение ближним.

В завершение хочу процитировать слова известного богослова, апологета библейских принципов Френсиса Шеффера: «Роль христианских религиозных объединений – принести надежду на возрождение и весть о покаянии, которая пока еще не услышана, быть живыми свидетелями, что духовная жизнь реальна, что Бог есть, и Он не молчит».

Москва, 1 июня 2016 года.

© 2006—2017. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: (499) 110-3714, факс: (499) 110-3714  |  Адрес: г. Москва, пр. Андропова, д.18, корп. 1, оф. 538

Работает на Cornerstone