Торжество Жизни. Пасхальные размышления епископа Сергея Ряховского в МК

15.04.2017

Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
(Деян. 2:24)

Пасха. Воскресение Христово.

Вспомним, как это было. Иисус умирает распятым на кресте. Это был самый мучительный и самый позорный на тот момент способ лишить человека жизни, и ему подвергали только беглых рабов, бунтовщиков и убийц. Его Тело положили в пещеру, вход в которую закрыли большим камнем. Гробницу охранял караул из 16 воинов (не всякий, кто был казнен как преступник, удостаивался столь «почетного караула»!). Но ни камень, ни охрана ничего не могли сделать против того, что происходит утром первого дня недели: если смерть не имела над Ним власти, то тем менее — человеческие усилия! Камень отвален, солдаты разбежались, а весть о Его Воскресении начала свое шествие по миру, несмотря на противодействие тогдашних специалистов по информационной войне.

Ни камни, ни постановления властей, ни солдаты, ни сама смерть не могли удержать Его в могиле. Как не смогли остановить и основанную Им Церковь императоры Древнего Рима или гонения времен воинствующего атеизма. За две тысячи лет ее неоднократно стремились сравнять с землей и закатать в асфальт. Прямые гонения сменялись попытками «приручить» Церковь, сделать ее удобной и послушной. Параллельно на веру шли нападки с точки зрения науки и «здравого смысла». Насмехаться над идеей Воскресения начали отнюдь не в наш «просвещенный век»: издевательства по этому поводу аккуратно зафиксированы еще в Новом Завете! Но империи рушились, интеллектуальный пейзаж менялся до неузнаваемости, а Церковь продолжала жить и нести свидетельство о Воскресении. И каждую весну — неотвратимо, неизбежно — мы слышим, как люди торжественно и радостно приветствуют друг друга: «Христос воскрес!»

Эти слова звучат как свидетельство надежды: смерть — это не последняя реальность. Мне особо хочется, чтобы в пасхальные дни эти слова услышали те, кто потерял родных и близких во время недавнего теракта в питерском метро. Циничное убийство мирных людей в преддверии Страстной недели — буквально накануне Пасхи. Я ожидаю, что это преступление будет раскрыто, заказчики и исполнители понесут должное наказание. Это справедливо и правильно, но это не вернет к жизни тех, кого мы потеряли. Однако Воскресение Христа дает веру и в наше воскресение. Мы надеемся, что, несмотря на расставание на земле, мы снова встретимся с теми, кого любим, на Небесах.

Надежда — это именно то, чего так недостает современному человеку. Сегодня почти все можно купить, если есть деньги. Но надежда — в большом дефиците. Именно надежда позволяет нам жить не только сегодняшним днем. Подчеркну: я не говорю о «светлом будущем», в жертву которому приносится настоящее. Но если перспектива нашей жизни ограничена настоящим, мы, говоря словами апостола Павла, «самые несчастные люди». Поскольку мы добровольно отказываемся от главного в жизни. Обкрадываем сами себя.

Без этой надежды невозможно построить нормальное общество. В частности, победить коррупцию. Просто потому, что в основе коррупции лежит стремление хорошо устроиться в этом мире и неверие в воскресение. И что очень хорошо понимали отцы Реформации, 500-летие которой мы отмечаем в этом году, когда говорили о том, что добросовестный труд на своем месте — это не просто заработок, но путь служения Богу и ближнему. Эта простая мысль превратила Северную Европу из отсталой окраины в наиболее развитую часть мира.

Нашей стране сегодня необходимы и инновации, и экономические программы, и социальные преобразования. Но нужно не только это. Нам всем нужна надежда, поскольку именно она дает нам силы преодолеть соблазны сиюминутной выгоды и быстрого успеха и созидать страну, в которой хотелось бы жить не только нам самим, но нашим детям и внукам.

Воскресение Христово дает нам эту надежду. Надежду на то, что любые, даже самые тяжелые обстоятельства нашей жизни могут быть преодолены силой, которую дает нам Воскресший. Реальность этой силы, свидетельствующей о реальности Его воскресения, — это основание, на котором строится жизнь как отдельного христианина, так и Церкви в целом. И в этом смысле за две тысячи лет ничего не изменилось. А потому ежегодная Пасха — это не просто воспоминание о далеком историческом событии. Это праздник торжества Его воскресения сегодня — торжества жизни над смертью, радости над унынием и смысла над пустотой.

Христос воскрес!

Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский

Опубликовано в газете "Московский комсомолец" №27372 от 15 апреля 2017

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone