Главная>Инфоблок>Обзор СМИ>Епископ Сергей...

Епископ Сергей Ряховский для МК: В ожидании Рождества

25.12.2018

Во многих протестантских церквях есть замечательная традиция Адвента. Слово «адвент» на латыни означает «ожидание»: это четыре недели подготовки к Рождеству, четыре недели воспоминаний ключевых событий, связанных с рождением Спасителя. Каждую неделю Адвента на воскресном богослужении зажигается свеча — символ того света, который принес в мир Христос. Каждая из свечей имеет особое значение.

Первая свеча — пророческая. В Ветхом Завете более 300 пророчеств о Христе, произнесенных за сотни лет до его рождения. Эта свеча напоминает нам, что Рождество — это не случайное событие, а кульминация божьего замысла о мире. Вторая свеча — Вифлеемская. Она напоминает о том, что Спаситель родился в конкретное время, в конкретном месте и определенном народе. Это не просто красивая легенда, а конкретное событие, случившееся в истории человечества. Третья звезда — пастушеская. На ее значении я остановлюсь ниже. Наконец четвертая — ангельская, которая указывает нам на Второе Пришествие Христа и суд над этим миром.

Пастушеская свеча — это приглашение порассуждать о том, как мы, люди, реагируем на действия Бога в мире и в наших жизнях. Библейский рассказ о рождении Спасителя показывает, как это событие производит резкое разделение между людьми. И для одних Рождество становится основанием для надежды и действительным изменением жизни к лучшему, а для других — началом суда и разрушения всех ожиданий.

Первыми о рождении Спасителя узнают пастухи — собственно, поэтому свеча и носит это название. Евангельский рассказ не очень много говорит об этих людях: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лука, 2:8). Но за этими короткими строками открывается очень непростая жизнь в тяжелом труде, когда даже ночью ты вынужден спать не в своей кровати, а оставаться, как бы мы сейчас сказали, на рабочем месте. Иными словами, эти люди явно не принадлежат к элите общества, но именно их избирает Бог, чтобы сообщить о приходе в мир Царя царей! Мне кажется, в этом событии очень ярко виден почерк Творца, для Которого очень мало что значит социальный или материальный статус человека: Он смотрит на сердце. И в этом обращении к пастухам Он напоминает нам, что Он готов прийти в жизнь каждого из нас, независимо от наших проблем или грехов, если мы готовы открыть для Него свои сердца.

Однако Бог приходит не только к бедным. Другой евангелист, Матфей, рассказывает о «волхвах с востока»: интеллектуалах-язычниках, которые вычислили рождение Спасителя по звездам и отправились в далекий путь, чтобы воздать Ему почести. Рассказ о путешествии волхвов удивительным образом контрастирует с реакцией на эту новость в самом Иерусалиме. Когда волхвы принесли эту информацию, Матфей пишет: «Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Матфей, 2:3). Царь зовет священников и книжников — религиозных лидеров и интеллектуальную элиту Израиля, чтобы выяснить, где произошло это великое событие, и они дают совершенно точный ответ: в Вифлееме. Волхвы, получив эту информацию, радостно отправляются в Вифлеем и переживают встречу, которая наполнила смыслом всю их жизнь. А священники и книжники?.. Они спокойно идут домой обедать!

Для справки: часовня Рождества в Вифлееме находится менее чем в 10 км от Храмовой горы в Иерусалиме. Иными словами, это два часа пути! Волхвы проделали путь в несколько месяцев, чтобы встретить Спасителя, а представителям религиозного и политического истеблишмента народа Завета было недосуг потратить полдня, чтобы увидеть Того, о пришествии Которого Израиль молился сотни лет! Потому для волхвов и пастухов рождение Христа стало началом новой жизни, а для Ирода, первосвященников и книжников — точкой невозврата, после которой надежды на позитивный сценарий их жизни и их дела уже не осталось.

Мне кажется, история снова и снова повторяется. Бог снова и снова приходит к нам. Иногда — в образе тех людей, которым нужна наша помощь. И завершающийся в нашей стране Год волонтера показывает, что есть много неравнодушных людей, чьи сердца открыты, чтобы впустить чужую боль. Много, но, увы, недостаточно: для очень большого числа людей, в том числе — облеченных властью, столкновение с болью и нуждой ближнего приводит лишь к еще большему ожесточению сердца. И примеров тому мы в уходящем году тоже видели предостаточно. Бог стучится в наши сердца и другими способами. Например, напоминая о необходимости справедливости и честного суда, необходимости соблюдения закона и уважения Конституции, двадцатипятилетний юбилей которой мы только что отпраздновали. И от того, как мы реагируем на эти сигналы, в очень большой степени зависит, что ждет нас в будущем.

Когда ангел пришел к пастухам, он возвестил им великую радость. Эта радость доступна всем, кто готов открыть свое сердце навстречу Богу и Его призыву. Я желаю, чтобы эта рождественская радость поселилась в каждом сердце. И не только в эти праздничные дни, но каждый день. Ведь для этого нужно не так уж и много.

Опубликовано в газете "Московский комсомолец" №27867 от 24 декабря 2018

 

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone