Главная>Документы>Канонические...

Канонические правила о церковных взысканиях

 

 УТВЕРЖДЕНО
                                                            

    Правлением

Централизованной религиозной организации

Российский объединенный Союз

христиан веры евангельской (пятидесятников)

                                                                «02» апреля 2015 г.

                                         Начальствующий епископ
С.В. Ряховский

 

 

Канонические правила о церковных взысканиях
Централизованной религиозной организации 
Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)


Евангелие Господа Иисуса Христа – это радостная весть о любящем Боге, о прощении грехов благодаря жертве Иисуса Христа и вечной жизни, дарованной нам не за наши заслуги, а по милости Божьей. Жизнь и служение Церкви Христовой пропитаны духом Божьей любви. В полной мере это относится и к вопросам церковной дисциплины и наложения взысканий: дисциплинирование есть проявление Божьей любви (Евр. 12:5-8), а потому должно совершаться в духе сострадания, милосердия и стремления помочь согрешившему. 

1. Общие положения

1.1. Священное Писание свидетельствует, что применение дисциплинарных мер – неотъемлемая часть созидания народа Божьего во время нашего земного странствия. И Ветхий, и Новый Заветы полны примеров того, как Бог Сам наказывал тех, кто отступал от норм, установленных Богом для Своего народа. Установленный Богом порядок организации как и Израиля, так и Церкви также предусматривает применение взысканий, причем не только лично Господом, но и поставленными Им служителями. Считать, что созидание здоровой Церкви возможно без применения дисциплинарных мер – опасное заблуждение, свидетельствующее о недооценке или игнорировании греховного состояния человека.

1.2. Слово Божье указывает две основные цели церковных взысканий: (1) защита народа Божьего от греха и (2) исправление согрешившего.

1.2.1. Защита народа Божьего от греха.

В Библии мы встречаем немало предупреждений, что грех представляет опасность не только для самого грешника:

«Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1 Кор. 5:6)

«Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15).

Опасность греха для Церкви двояка. Во-первых, отказ от дисциплинирования и/или наказания согрешившего человека способствует терпимому отношение к греху в Церкви и снижает стандарты святости как нормы жизни народа Божьего (1 Пет. 1:14-16; Евр. 12:14). Во-вторых, снисходительное отношение к греху разрушает силу христианского свидетельства для внешних (Рим. 2:24; 1 Пет. 2:9-12).

Потому отделение от греха и намеренно согрешающих людей – необходимое условие созидания церковной общины:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?  Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?  Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.  И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.  И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:14-18).

Речь идет не о прекращении всякого общения с грешниками, а о проведении четкой границы между теми, кто принадлежит общине верных, и теми, кто не является христианином:

«Я писал вам в послании--не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.  Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.  Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?  Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:9-13).

1.2.2. Исправление согрешившего.

Бог ненавидит грех, но любит грешника. Мы различаем человека и совершаемый им проступок. Взыскание призвано помочь согрешившему осознать свой грех, покаяться и вернуться к полноте жизни в Боге и общении с братьями:

«А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:3-5).

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:11).

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:9). 

Таким образом, библейская цель взыскания – это не кара провинившегося, а помощь в исправлении. В этом смысле взыскание есть проявление любви и должно совершаться в любви по отношению к согрешившему (Гал. 6:1-2). Любовь – не снисхождение к греху и не отсутствие строгости к согрешившему, а мотив, с которым осуществляется дисциплинирование (2 Кор. 7:8-12).

1.3. Церковные взыскания относятся к церковному общению человека в период его земной жизни и не определяют его судьбу в Вечности. Только Бог знает сердце человека и только Ему принадлежит последний Суд. Налагая церковное взыскание на человека, служители Церкви в смирении сознают ограниченность своего понимания ситуации и несовершенство своих действий. Но эта ограниченность не снимает с них ответственности заботиться о народе Божьем, защищать его от греха и помогать согрешившим исправиться.

1.4. Дисциплинарные меры в Новом Завете.

Точного списка церковных взысканий в Новом Завете нет. Но мы можем по степени строгости выделить следующие виды дисциплинарных мер:

  • Предание сатане в измождение плоти (1 Кор.5:5) – самый строгий вид взыскания, который применяется в исключительных случаях явного богохульства, клеветы и преследований Церкви и верующих со стороны бывших христиан;
  • Отлучение от Церкви (Мтф.18:17; Тит.3:10-11) предполагает полное исключение из церковного общения. Человек приравнивается к неверующему, к человеку, не имеющему отношений с Богом, поскольку его поведение и позиция свидетельствует именно об этом; 
  • Постановка на замечание (2 Фес.3:14-15) – частичное прекращение церковного общения, подразумевает невозможность участвовать в Причастии и нести какое-либо церковное служение (фраза «не сообщайтесь» означает именно «невозможность причащения из общей чаши»). При этом данный человек продолжает считаться братом (а не мытарем и язычником – как в предыдущем случае), которого требуется «вразумлять» – наставлять в правильном поведении.
  • Вразумление (1 Фес.5:14) – еще один вид церковного дисциплинирования, описанный в Новом Завете, который подразумевает проведение целенаправленных бесед и наставлений, призванных помочь согрешающему христианину осознать свой грех. Это еще не взыскание, но это необходимые действия, которые должны быть предприняты прежде, чем будет наложено взыскание. Как видно из предыдущего пункта, вразумление грешника должно быть продолжено и после постановки его на замечание.

Данный список является ориентировочным, а не исчерпывающим. Конкретные ситуации служения, церковной и общественной жизни могут потребовать конкретизации или расширения этого списка. При этом важно, чтобы подход к применению церковных взысканий соответствовал новозаветным принципам дисциплинирования верующих.

1.5. Принципы наложения церковных взысканий в Новом Завете.

Новый Завет не содержит классификации церковных взысканий и строгих указаний относительно их применения. Скорее можно говорить об определенных новозаветных принципах наложения взысканий.

1.5.1. Церковные взыскания есть ограничение или исключение из церковного общения. Церковная община есть сообщество благодати, Бог особым образом присутствует и действует среди собрания Своего народа (Мтф. 18:19-20). А принадлежность общине есть привилегия, лишение которой лишает человека этой особой благодати. 

1.5.2. Наложение церковного взыскания – соборное (общинное) действие. Поскольку взыскание означает ограничение или прекращение церковного общения, община должна участвовать в принятии решения:

«…если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мтф. 18:17).

«…в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти…» (1 Кор. 5:4-5).

Соборность в принятии решения о церковном взыскании должна применяться на всех уровнях церковной жизни, начиная с поместной общины и заканчивая Централизованной религиозной организацией Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее - Союз) в целом. Необязательно это должно происходить на общем собрании всей общины. Чаще всего более правильно принимать решение о вынесении церковного взыскания тем или иным органом соборного управления общиной/объединением: духовный совет, совет епархии/ассоциации, совет церкви, собрание служителей в зависимости от публичности греха и его влияния на общину/объединение. В этих случаях община/объединение информируется о принятом решении и его причинах. Но в любом случае решение о взыскании не должно выноситься одним человеком. Соборный подход к наложению церковных взысканий позволит уменьшить вероятность предвзятого отношения и/или ошибки (2 Кор. 13:1).

1.5.3. Увеличение строгости взыскания должно идти постепенно. В Евангелии от Матфея мы видим, как Иисус учит о необходимости нескольких последовательных усилий, которые должен предпринять человек, в отношении которого был совершен грех (Мтф. 18:15-17). Как христиане мы должны сделать все возможное, чтобы восстановить отношения с тем, кто совершил зло по отношению к нам. Верно это и в отношении церковных взысканий: если легкое взыскание поможет человеку осознать и исправить грех, нет нужды налагать более тяжкое. Более суровые взыскания следует применять тогда, когда более мягкие не помогают. 

1.5.4. Если грех совершен не только против Бога, но и против человека, покаяние предусматривает максимально возможное исправление последствий причиненного ущерба:

«Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.  9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:8-9).

Отказ компенсировать ущерб или хотя бы сделать все возможное, чтобы минимизировать его последствия – свидетельство отсутствия подлинного покаяния.

2. Взыскания, применяемые в церквях и объединениях Союза

2.1. В церквях и объединениях Союза применяются следующие виды церковных взысканий.

По отношению к любому христианину:

  • постановка на замечание;
  • отлучение от Церкви.

В отношении рукоположенного служителя, помимо общехристианских взысканий, могут быть также применены следующие взыскания:

  • приостановка в служении;
  • снятие со служения;
  • лишение духовного сана.

 

2.2. Постановка на замечание применяется в тех случаях, когда направление образа жизни христианина свидетельствует о компромиссе с мирскими ценностями и грехом, и предпринятые усилия по вразумлению не принесли желаемого результата, а также в случае, если христианин совершает единичный грубый проступок, но стремится к покаянию и исправлению.

2.3. Отлучение от Церкви применяется по отношению к христианину в следующих случаях:

  • постановка на замечание не послужила исправлению и греховные тенденции в жизни человека продолжают усиливаться;
  • христианин совершает грубые греховные проступки неоднократно, не стремится к покаянию или исправлению либо это стремление явно лицемерно (поступки свидетельствуют об обратном);
  • член церкви своими действиями (включая публичные заявления) систематически дискредитирует церковь как Богом установленный институт на Земле.

2.4. Приостановка в служении применяется по отношению к служителю, если его образ жизни, психологическое или духовное состояние, а также ситуация в семье несовместимы с выполнением доверенного ему служения, но он при этом не совершил каких-либо грехов, которые делают выполнение им служения невозможным.

Орган, принимающий решение о приостановке в служении, должен позаботиться о мерах, направленных на восстановление служителя и возвращение его к выполнению своего служения.

2.5. Снятие со служения применяется в отношении служителя в том случае, если он совершил грехи, несовместимые с выполнением доверенного ему служения. Решение о возможности восстановления его в служении принимается в соответствии с Каноническими правилами рукоположения священнослужителей Союза п. 3.9.

2.6. Лишение духовного сана применяется по отношению к служителю в случае неоднократного совершения греха, несовместимого с выполнением доверенного ему служения и отсутствии стремления к покаянию и исправлению, отказе принимать пасторскую и братскую помощь других служителей. Как правило, лишение духовного сана происходит одновременно с отлучением от Церкви.

3. Порядок наложения и снятия взысканий в церквях и объединениях Союза

3.1. Церковное взыскание на христианина может быть наложено после тщательного рассмотрения всех обстоятельств проступка Советом церкви (другим руководящим органом общины) либо общим собранием членов общины (в зависимости от согрешения человека и устройства конкретной церкви).

3.2. Церковное взыскание по отношению к рукоположенному служителю может быть применено после тщательного изучения всех обстоятельств проступка Советом ассоциации (содружества, епархии) либо вышестоящим церковным органом.

3.3. Взыскание по отношению к христианину (равно и рукоположенному служителю) не может быть наложено единоличным решением служителя, независимо от духовного сана или занимаемой должности.

3.4. Снятие церковного взыскания производится тем же органом, который применил взыскание, после того,
как будут представлены очевидные свидетельства, что цель взыскания достигнута. В исключительных случаях церковное взыскание может быть снято вышестоящим органом Церкви.

3.5. Высшим дисциплинарным органом Союза является Дисциплинарная Комиссия Союза. Ее решения относительно применения или снятия церковных взысканий являются окончательными.

3.6. Взыскание, наложенное на христианина в одной из церквей (объединений) Союза, считается взысканием, наложенным от лица Господа и действительным в пределах всего Тела Христова.

3.7. Союз признает церковные взыскания, наложенные на христиан в других христианских объединениях (деноминациях), если их применение соответствует Слову Божьему. В спорных случаях решение о действенности взыскания, наложенного на христианина в церкви, не принадлежащей Союзу, принимает Дисциплинарная Комиссия Союза.

3.8. Переход христианина в другую общину (объединение) не освобождает его от наложенного на него церковного взыскания. Пастор (епископ) церкви (объединения), принимая христианина, переходящего из другой общины, должен выяснить, нет ли у него неснятых церковных взысканий, а при необходимости – проверить информацию.

3.9. Несогласие христианина (равно как и пастора церкви, в которую он перешел) с наложенным на него взысканием не является причиной отмены (снятия) взыскания. В случае несогласия с примененными к нему дисциплинарными мерами христианин имеет право обратиться к вышестоящему служителю вплоть до Дисциплинарной Комиссии Союза.

4. Порядок внесения изменений и дополнений в данные Канонические правила

4.1. Изменения и дополнения в настоящие правила вносятся решением Собора Союза по представлению Правления либо Духовного Совета Союза.

Другие документы

© 2006—2018. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, факс: +7(499) 110-3714  |  Адрес: г. Москва, пр. Андропова, д.18, корп. 1, оф. 538

Работает на Cornerstone