Главная>Документы>Методические...

Методические рекомендации для священнослужителей по вопросам супружества, развода и повторного брака

 

УТВЕРЖДЕНЫ

решением Малого Собора

(расширенного Правления)

Российского объединенного Союза

христиан веры евангельской (пятидесятников)

«13» октября 2010 г.

 

Новая редакция утверждена

Правлением Централизованной религиозной организации

Российский объединенный Союз

христиан веры евангельской (пятидесятников)

«02» апреля 2015 г.

Начальствующий епископ

_______________________ С.В. Ряховский

 

 

Методические рекомендации

для священнослужителей по вопросам супружества, развода и повторного брака

Централизованной религиозной организации

Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

 

Падение нравственности, низкие стандарты брака и простота развода в современном обществе оказывают влияние не только на само общество, но и на Церковь Христову. Происходит планомерное разрушение института семьи и брака, что с неизбежностью влечет за собой деградацию и других социальных институтов. Церковь может и должна показать, что настоящим основанием для семьи может быть не релятивистская мораль, а незыблемые принципы Слова Божьего. Современная церковь, находясь, подобно раннехристианской, в языческом, а по сути, безбожном мире похоти, смиренно ищет понимания принципов Писания по отношению к супружескому завету и применения их в жизни. Осознавая, что мы не всегда знаем, как бы поступили Иисус или апостолы при рассмотрении конкретных случаев развода и/или повторного брака, мы, священнослужители Союза, подготовили этот документ с искренним желанием провозглашать и исполнять волю Божью, открытую нам в Священном Писании. Настоящие рекомендации призваны утвердить высокий библейский стандарт супружеских отношений в церквях Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Союз) и стать руководством для служителей церквей в душепопечении по вопросам семьи и брака.

1. Понятие брака

1.1. Брак (супружество) является Божьим установлением (Быт.2:18,24; Лк.16:18).

1.2. Брак – это союз любви между одним мужчиной и одной женщиной, который заключается однажды и на всю жизнь (Мтф.19:4-6). Сексуальные союзы между людьми одного пола браком считаться не могут (Рим.1:26-27; 1 Кор.6:9).

1.3. Христианский брак – это не просто юридический договор, а заветные отношения между мужчиной и женщиной, основанные на любви и единстве. Это – брак, заключенный перед лицом Господа и благословленный Церковью в церемонии бракосочетания (венчания). Примером взаимоотношений супругов в христианском браке являются отношения Христа и Церкви (Еф.5:18-33), а также отношения между лицами Святой Троицы.

1.4. Брак – это единство мужчины и женщины в трех сферах: духовной, душевной и физической. Совместная молитва, глубокое личное общение и регулярная сексуальная близость (1 Кор.7:3-5) равно необходимы для гармоничного брачного союза.

1.5. Брак – священный союз, заключенный перед лицом Господа. Супружеские измены, а также флирт, просмотр порнографии и другие проявления неверности недопустимы в христианском браке (Евр.13:4; Мтф.5:27-28).

1.6. Христианин, не состоящий в браке, также должен воздерживаться от любых форм сексуальных отношений, включая флирт, виртуальный секс, просмотр порнографии, мастурбацию и т.п. (Мф.5:27-28).

1.7. Дети являются Божьим благословением и желаемым результатом брачного союза (Пс.126). Супруги совместно воспитывают детей в учении и наставлении Господнем (Пр.1:8; Еф.6:4).

1.8. Брак, заключенный между неверующими людьми, также является священным и нерасторжимым.

1.9. Если ко Христу пришел только один из супругов, он/она должен прилагать усилия к сохранению брака (1Кор.7:12-14).

1.10. Сексуальный союз, не зарегистрированный согласно законодательству («гражданский брак»), не считается браком. В случае если к Христу обратились мужчина или женщина, живущие в «гражданском браке», им нужно либо зарегистрировать свои отношения, либо прекратить сексуальное сожительство. Только после этого они могут быть допущены к водному крещению.

2. Помолвка и подготовка к браку

2.1. Сознавая священность брачного союза и критически низкий уровень нравственности общества, Союз настаивает на необходимости серьезной подготовки ко вступлению в брак.

2.2. Заключению брака должен предшествовать период обручения (помолвки). Рекомендуемая продолжительность периода помолвки – от 6 месяцев до 1 года. С момента объявления помолвки мужчина и женщина считаются женихом и невестой. Объявление помолвки происходит в соответствии с внутренними установлениями каждой общины.

2.3. В течение периода помолвки пара должна пройти курс добрачного консультирования (душепопечения), который проводит специально подготовленный служитель. Рекомендуемая продолжительность курса добрачного консультирования (душепопечения) – не менее 6 встреч.

В основу такого курса могут быть положены «Методические рекомендации Союза по проведению семейного консультирования (душепопечения)» или иные материалы.

2.4. Особого внимания при проведении добрачного консультирования (душепопечения) требуют те пары, в которых хотя бы один из потенциальных супругов ранее пережил развод.

3. Бракосочетание

3.1. Церемония бракосочетания (венчания) совершается при вступлении в брак рожденных свыше верующих, вступивших в завет с Господом через водное крещение и являющихся активными членами поместной церкви.

3.2. Брак должен быть зарегистрирован в органах государственной регистрации (ЗАГС), после чего происходит церемония бракосочетания (венчания) в церкви. Церемония бракосочетания проводится священнослужителем церкви согласно «Методическим рекомендациям Союза по совершению церковных таинств».

3.3. Служитель может отказать в проведении бракосочетания людям, которые, по его мнению, подходят к заключению брака без должной рассудительности, мудрости и трезвости (например, без предварительного консультирования или периода помолвки). В этом случае служитель не вправе препятствовать или запрещать людям заключить брак в органах ЗАГС, однако он вправе отказаться проводить церемонию бракосочетания (венчания). Союз, заключенный в органах ЗАГС, будет считаться браком и не должен расцениваться как прелюбодеяние.

3.4. Если жених и невеста вступили в половую связь друг с другом до заключения брака, то церемония бракосочетания откладывается или отменяется. Такой паре необходимо пройти дополнительное консультирование. После того, как будут видны зримые плоды покаяния, может быть назначена новая дата бракосочетания.

3.5. В некоторых случаях вместо церемонии бракосочетания (венчания) совершается молитва благословения брака. К таким случаям относится благословение брака, заключенного до обращения к Христу, благословение брака, восстановленного после развода или длительного раздельного проживания супругов (фактического развода, даже если он не был юридически оформлен), а также при заключении брака, когда хотя бы один из супругов вступает в брак повторно (в случае, описанном в п. 4.9). Церемония бракосочетания может быть заменена на молитву благословения и в случае, описанном в п.3.4.

3.6. Бракосочетание (венчание) может быть признано недействительным (аннулировано), если брак заключен путем введения в заблуждение священнослужителя, совершившего церемонию бракосочетания (венчания) с нарушением Священного Писания (в том числе – в случаях, указанных в п. 6.3) и/или действующего законодательства (Семейный кодекс РФ, гл. 3, 4).

3.7. Союз не признает однополые (гомосексуальные или лесбийские) союзы и не проводит церемонию бракосочетания (венчания) или молитву о благословении подобных союзов. Священнослужитель, совершивший такую церемонию или молитву, должен быть немедленно снят со служения и лишен священного сана за исключением случаев, когда дисциплинарная комиссия выяснила, что он был намеренно введен в заблуждение. Сама церемония бракосочетания (венчания) или молитва благословения считаются недействительными (аннулируются).

4. Развод и повторный брак

4.1. Согласно Священному Писанию, брак есть завет, который люди заключают однажды и на всю жизнь. Канонических причин, разрешающих развод, нет: развод с библейской позиции недопустим (Мк.10:5-12, Лук.16:18). Мы наставляем и учим, что верующие обязаны всеми силами стремиться сохранить семью и супружеские отношения. Священнослужители церкви призваны содействовать укреплению семей, обучая библейским принципам супружеской жизни с помощью семинаров, консультаций и иным образом. Семьям, переживающим кризис в отношениях или находящимся на грани развода, должна быть оказана необходимая пасторская помощь (кризисное консультирование).

4.2. Развод (расторжение брака), произошедшее до обращения к Христу, прощается, как и любой грех (1 Кор.6:9-11). Новообращенный является новым творением во Христе (2 Кор.5:17). Такой человек может вступить в брак, а также быть рукоположен в священнослужители Церкви: дьякона, пастора (пресвитера) и епископа (см. Канонические правила рукоположения священнослужителей Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Союз), глава III).

4.3. Единственными причинами, которые, согласно Библии, могут быть основанием для развода, являются: (1) нежелание неверующего супруга жить в браке с христианином (1 Кор.7:15) или (2) измена одного из супругов (прелюбодеяние) (Мтф.19:9).

4.4. Даже в случаях, описанных в п.4.3, мы призываем не искать развода, особенно при явном покаянии виновной стороны. Слово Божье призывает нас: «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). Потому и мы побуждаем искать помощи Свыше, чтобы, уподобляясь Христу, простить согрешившего супруга. В любых ситуациях решению о разводе должны предшествовать усилия по примирению (1 Кор.7:10-11). Только если все возможные усилия не увенчались успехом, допускается расторжение брака. Таким образом, речь идет не о «праве на развод», а о констатации факта: союз любви между двумя людьми разрушен и его невозможно восстановить.

4.5. В случае, если один из супругов, не инициируя развод, живет в блуде и не желает оставить грех, несмотря на все усилия со второй стороны, второму супругу после собеседования можно рекомендовать раздельное проживание. Но прежде служитель должен провести собеседование, по возможности, с обоими супругами, чтобы убедиться, что нет других способов исправления ситуации. Если эта мера не приносит ожидаемого результата, второй супруг может инициировать развод, поскольку брак уже разрушен.

4.6. То же верно и в отношении супруга, совершающего насильственные действия (избиение, угрозы, шантаж, издевательство и т.п.) в отношении второго супруга или детей.

4.7. В случаях, описанных в п. 4.3, 4.5, 4.6, супруг, невиновный в разводе, впоследствии может вступить в повторный брак с другим христианином (1 Кор.7:15, 39), но не ранее, чем через 2 года. В этом случае после консультирования и периода помолвки проводится церемония бракосочетания (венчания).

4.8. Если христианин виновен в разводе, он должен оставаться безбрачным или примириться со своим супругом (1 Кор.7:10-11). Служители церкви должны приложить усилия, чтобы помочь такому человеку осознать причины, которые привели к разводу, и показать ему пути исправления и следования за Христом. При необходимости могут быть применены меры дисциплинарного воздействия (замечание и отлучение от Церкви).

4.9. В случае, если христианин, виновный в разводе, действительно осознал свой грех и раскаялся, а примирение с прежним супругом уже невозможно (по причине, что второй супруг уже вступил в брак, не желает примирения или умер), такой человек может повторно вступить в брак, но не ранее, чем через 5 лет после распада предыдущего. Добрачное консультирование (душепопечение) и период помолвки в этом случае также необходимы. При этом церемония бракосочетания не проводится, совершается лишь молитва благословения брака (согласно п. 3.5).

5. Особые требования в отношении семьи священнослужителя

5.1. Все христиане должны хранить святость, быть образцом нравственности в обществе и во всем являть собой «украшение учения Спасителя нашего, Бога» (Тит.2:10). При этом Писание предъявляет более высокие требования к служителям Церкви, поскольку от них ожидается более высокая степень зрелости и посвящения Господу.

5.2. Епископы и старшие служители должны уделять особое внимание заботе о семьях пасторов и дьяконов, которые служат под их попечением. Рекомендуется не реже раза в год проводить беседу с каждой отдельной супружеской парой служителей, посвященную вопросам их семейной жизни.

5.3. Священнослужитель обязан информировать старшего служителя, которому он непосредственно подотчетен, а также других священнослужителей, которым он подотчетен в своей духовной жизни (Канонические правила рукоположения священнослужителей РОСХВЕ, п. 3.6) о любых кризисных явлениях в своей семье. Он должен быть готов принимать помощь и коррекцию от старших служителей.

5.4. При необходимости при епархиальном управлении, правлении ассоциации или Союза должна быть создана комиссия для помощи (душепопечения) семье того или иного священнослужителя. В комиссию должны входить священнослужители в сане не ниже, чем сан того священнослужителя, кому должна быть оказана помощь.

5.5. В случае, если сохранить семью священнослужителя не удалось, такой священнослужитель должен быть приостановлен в служении до выяснения причин распада семьи. Выяснение причин может быть проведено той же комиссией, что и душепопечение (п. 5.4) или назначено отдельное расследование.

5.6. Если причиной распада семьи является сам священнослужитель (супружеская неверность, насилие, недостаточная забота о семье, устранение от воспитания детей и т.п.), такой священнослужитель должен быть лишен священного сана. При необходимости к нему могут быть применены и другие меры дисциплинарного воздействия, вплоть до отлучения от Церкви.

5.7. Если распад семьи произошел по вине второго супруга, такой священнослужитель может повторно вступить в брак (но не ранее, чем через 2 года – п. 4.7) и быть восстановлен в служении (но не ранее, чем через 5 лет). Решение о восстановлении в священнослужении должно приниматься на уровне руководящего органа централизованной религиозной организации (Правления либо Духовного Совета), а в случае священнослужителей – руководителей централизованных религиозных организаций – членов Союза – на уровне Правления либо Духовного Совета Союза.

5.8. Новый Завет не допускает рукоположения в священный сан человека, состоящего в повторном браке (1 Тим.3:2,12; Тит.1:6), кроме случаев, если повторный брак совершен по причине смерти предыдущего супруга либо расторжение предыдущего брака произошло до обращения человека к Христу. Исключение из этого правила составляют случаи, оговоренные в п.п. 4.3-4.6 и 5.7 настоящих «Рекомендаций» (см. также «Канонические правила рукоположения священнослужителей Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)», п. 3.3).

5.9. В случае, если священнослужитель совершил супружескую измену, он должен быть немедленно лишен священного сана и отстранен от служения. Кроме того, вышестоящий служитель должен назначить расследование для выяснения причины греха и определения мер дисциплинарного воздействия. Вышестоящий священнослужитель обязан также организовать душепопечение в отношении семьи согрешившего священнослужителя. Если о грехе священнослужителя стало известно общине, община также должна быть проинформирована о принятых дисциплинарных мерах.

5.10. Восстановление в служении священнослужителя, совершившего супружескую измену, возможно в исключительных случаях при наличии признаков глубокого покаяния и не ранее, чем через 5 лет (аналогично п. 5.7).

5.11. Христиане, снятые со служения и лишенные духовного сана согласно п.п. 5.6, 5.9, не могут в дальнейшем руководить общиной или совершать священнодействия (Крещение, Причастие, бракосочетание, проповедь), но могут, при наличии искреннего покаяния и после курса душепопечения, нести в церкви вспомогательное служение. Кроме того, их опыт может быть полезен для помощи другим супружеским парам, проходящим через подобные ситуации. Потому таких христиан можно привлекать к служению душепопечения.

6. Служение людям в сложных ситуациях

6.1. «Не здоровые нуждаются во враче, но больные» (Лк.5:31). В Церкви Христовой всегда было немало людей, имеющих тяжелые заболевания и/или попавших в сложные жизненные ситуации. Мы должны с любовью и мудростью служить таким людям, чтобы помочь им обрести полноценную жизнь в мире с Богом и общении с другими людьми. При этом мы сознаем, что живем в несовершенном мире, а потому не все проблемы могут быть решены в нашей земной жизни. В том числе, не все люди смогут обрести семейное счастье. Но и в этом случае христиане призваны жить святой жизнью, сохраняя себя в чистоте как духовно, так и физически.

6.2. Люди, страдающие тяжелыми душевными или физическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения, проказа, венерические заболевания, СПИД, гепатит, импотенция, бесплодие), а также страдающие от каких-либо форм химической или психологической зависимости (алкоголизм, наркомания, игромания и т.п.), при желании вступить в брак должны проинформировать о своих заболеваниях (зависимости) своего будущего супруга и служителя, который проводит добрачное консультирование (душепопечение). В некоторых случаях нужно пройти медицинское освидетельствование на предмет возможности вступления в брак и создания семьи, а также возможности иметь детей. Если хотя бы один из потенциальных супругов ранее состоял в браке («гражданском браке», однополом союзе) эта информация также должна быть известна будущему супругу и служителю, который проводит консультирование (душепопечение). В случае заведомого утаивания этой информации от будущего супруга и служителя душепопечения, а также священнослужителя, совершающего церемонию бракосочетания (венчания) или молитву благословения брака, венчание (молитва) могут быть признаны недействительными (аннулированными).

6.3. Служитель, совершающий добрачное консультирование (душепопечение) в ситуациях, описанных в п. 6.2 и подобных им, должен объяснить потенциальным супругам возможные последствия заключения брака в таких условиях и помочь им избежать необдуманных поспешных решений. Он также обязан проинформировать о ситуации священнослужителя, который будет совершать бракосочетание (венчание).

6.4. Церковь не признает браком однополые союзы. Но мы принимаем каждого человека таким, какой он есть, стараясь помочь ему стать таким, каким его хочет видеть Господь. В случае, если ко Христу обращается человек, живущий в таком союзе, он должен прекратить любые сексуальные отношения. Таким людям нужно оказывать особое служение душепопечения, чтобы помочь им преодолеть грех и принять Божий порядок отношений между полами. В будущем такие люди могут вступить в брак на общих основаниях.

6.5. Изменение пола (транссексуализм) есть прямой бунт против Бога как Творца. Церковь не сочитывает людей, изменивших свой пол: таким людям, рекомендуется оставаться безбрачными. Допускается возврат к изначальному полу. Таким людям необходимо особое служение душепопечения (п. 6.4).

6.6. Никакие внебрачные сексуальные отношения, включая изнасилование (принуждение к сексуальным отношениям) не являются основанием для вступления в брак. Это верно и для тех случаев, когда сексуальные отношения повлекли за собой беременность. Брак основан на взаимной любви и посвящении мужчины и женщины друг друга на всю жизнь перед лицом Господа – никакое другое основание не может быть основой счастливого и прочного семейного союза.

Мы молим Господа, чтобы настоящие «Рекомендации» послужили укреплению существующих, созданию новых христианских семей, а также стали действенной помощью для пастырей и епископов и служителей Церкви, осуществляющих семейное консультирование (душепопечение). Мы в полной мере сознаем свою ответственность за сохранение высоких библейских стандартов святости в современном мире и надеемся, что настоящие «Рекомендации» будут этому содействовать.

7.Внесение изменений и дополнений в настоящий документ осуществляет Правление Союза.

 

 

 

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone