Позиция относительно производящих разделения и споры

ПРИНЯТО

                                                                              Духовным Советом

Российского объединенного Союза

христиан веры евангельской (пятидесятников)

«15» июня 2015 г.

Начальствующий епископ
С.В. Ряховский

                                                                

                                                                        

Позиция Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) относительно производящих разделения и споры

 

Под предлогом «восстановления библейского христианства» или «свежего откровения от Господа» нередко кроется искажение Евангельской Вести, и предпринимаются попытки раскола церковных общин. Зачастую при этом действительно используются те или иные аспекты евангельского учения, но при этом берутся они вне общего контекста библейского повествования и вне связи с другими вероучительными вопросами. В этой связи Духовный Совет Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников)
(далее – Духовный Совет) считает необходимым заявить свою позицию по данному вопросу.

 

Частные откровения и учение Церкви

Мы верим, что Бог продолжает говорить и сегодня. Святой Дух направляет нас в специфических ситуациях жизни и служения, делая нас способными действовать в Его силе и приносить добрый плод для Царства Божьего. Мы верим в откровения, которые Господь может давать любому из Своих детей. Благодаря таким откровениям в Теле Христовом были восстановлены многие истины веры.

Но мы также верим, что окончательным критерием в вопросах веры и практики жизни как отдельного христианина, так и Церкви в целом является Слово Божье – Библия. И всякое частное откровение не должно противоречить Писанию, причем взятым в его целостности. 

Мы верим в разнообразие даров и служений в Теле Христовом и считаем это разнообразие не проблемой,
а богатством народа Божьего. Разные способы служить Богу и людям, разнообразные формы благовестия
и поклонения, множество вариантов организации жизни церковной общины, различные акценты в вероучении – все это может и должно более полно отразить величие и славу нашего Господа.

Но мы также верим, что это разнообразие становится нашим богатством только тогда, когда мы едины, когда одна часть Тела Христова не противопоставляет себя всему Телу. Когда различные акценты в учении
не превращаются в упреки другим христианам в отступлении от Слова Божьего. Всякий раз, когда этот принцип нарушается, это приводит к серьезным проблемам, на исправление последствий которых уходит немало времени и сил.

История Церкви – это история борьбы за истину Евангелия. На протяжении двадцати веков Церковь постоянно сталкивалась с вызовами Радостной Вести о спасении во Христе со стороны тех или иных учений. Именно эти вызовы и дали импульс к выработке Церковью своих вероучительных формулировок. Символ веры, декларации веры отдельных деноминаций, катехизисы и прочие вероучительные документы позволяют Церкви сохранять истину Евангелия и передавать ее следующим поколениям верующих. Потому мы с уважением относимся к этим документам и сознаем их важность для созидания и служения Церкви. И, как правило, частное откровение не должно противоречить общему учению Церкви, зафиксированном в этих документах.

Мы также помним, что всякий раз, когда частное откровение относилось не только к жизненной ситуации отдельного человека, но касалось и вероучительных вопросов, оно должно было пройти процедуру соборного исследования и утверждения. Так было с откровением Афанасия Александрийского, благодаря которому Церковь смогла сформулировать учение о Троице. Так было и в других случаях, когда Бог восстанавливал
в Своей Церкви те или иные истины веры. Мы верим, что Церковь есть Тело Христово. А потому, если Бог открывает что-то важное одному из членов этого Тела, это откровение должно иметь подтверждение у других христиан. Более того, если христианин получил какое-то слово от Господа, которое касается Церкви, ее учения и служения, ему следует искать соборного испытания и подтверждения этого слова.  Поскольку только в том случае, когда это слово принимается Церковью, оно будет способствовать созиданию Тела Христова.

В истории Церкви, к сожалению, есть немало примеров того, когда слово от Господа не принималось церковной иерархией, а носители этого слова подвергались преследованиям. Мы в смирении сознаем, что мы также не избавлены от такой опасности. Но сознавая эту опасность, мы также и сознаем свою ответственность
за созидание Церкви Христовой и защиты ее от разделений и ложных учений (1 Тим. 1:3-4; Тит. 1:9).


Соборная дискуссия vs споры и разделения

Писание строго предупреждает нас, что разделения и споры не способствуют созиданию Церкви и проповеди Евангелия: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу,
а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17-18).

«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких» (1Тим.6:3-5).

Важно понимать, что соборные дискуссии, обсуждение сложных вопросов вероучения или устройства Церкви – не есть те споры и распри, против которых предостерегают нас апостолы. До тех пор, пока эти дискуссии направлены на поиск единства, на созидание Тела Христова и распространение Радостной Вести о Христе, они не только допустимы, но даже необходимы и полезны. Но в тот момент, когда отстаивание своей позиции становится важнее единства Тела и мнения других братьев, когда человек готов ради утверждения свой точки зрения принести в жертву единство церковного общения, дискуссия перерождается в «пустые споры между людьми поврежденного ума» (1 Тим. 6:5).

Павел указывает, что разделения и споры есть признак незрелости, младенчества:

«И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 
Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3:1-3)

Зрелость проявляется в том, что человек готов подчиниться соборному мнению Церкви. Апостол Павел являет нам пример такого подчинения, когда он представляет апостолам свое благовестие:

«Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.  Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался» (Гал. 2:1-2).

Он точно знал, что получил свое Евангелие лично от Господа Иисуса Христа (Гал. 1:11-12), и тем не менее,
не считал унизительным, чтобы другие апостолы подтвердили его служение. Тем самым в ранней Церкви сохранялось единство при большом разнообразии.

Только в одном случае Павел отказывался идти на компромисс – когда вопрос касался самого сердца Радостной Вести: каким образом человек обретает мир с Богом, прощение грехов и вечную жизнь. В этих вопросах апостол был готов идти до конца. Но и даже в этом случае, как отмечалось выше, он сначала получил подтверждение от остальных апостолов, что он проповедует подлинное Евангелие.

Подобный подход мы видим и на примере Мартина Лютера. Он был готов (и даже стремился к этому), чтобы его представление об оправдании верой были вынесено на церковное обсуждение. И на открытое противостояние церковной иерархии он пошел именно потому, что конфликт касался самой сути Евангелия.

«По плодам их узнаете их», говорит Слово Божье (Мтф. 7:20). К сожалению, довольно часто, когда мы смотрим на плоды действий «бескомпромиссных защитников истины», мы обнаруживаем разделения в церквях, ослабление в служении людям, охлаждение в благовестии и социальном служении. Можно ли признать такие плоды результатом действия Святого Духа? А если плоды плохие, можно ли признать дерево хорошим (Мтф. 7:18)?

По всей видимости, к таким результатам приводят действия незрелых или дезориентированных людей. Возможно, они апеллируют к авторитету уважаемых служителей. Но это еще не значит, что они действуют
в том же духе и с той же степенью зрелости, что и те люди, на авторитет которых они ссылаются. Возможно,
в своем учении они действительно подчеркивают те или иные библейские истины. Но если плоды отрицательны, мы не можем и не должны принимать их учение. Именно плод дел, а не слова и намерения – вот что должно быть критерием, на основании которого мы должны давать оценку происходящему! На пастырях церквей лежит ответственность за духовную оценку ситуации и при необходимости – ее исправление.

Духовный Совет, сознавая свою ответственность за происходящее в Теле Христовом, заявляет, что любые действия, которые приводят к разделениям в церкви, формированиям в общинах «партий»
и «группировок», ослаблению благовестия и служения церквей обществу – это проявления незрелости либо утраты верных духовных ориентиров.

Духовный Совет обращается к тем верующим, чьи действия стали причиной разделения в Теле Христовом или привели к ослаблению служения общин. Мы верим, что вы руководствуетесь самыми лучшими побуждениями, любите Господа и стремитесь к тому, чтобы Церковь Христова была на высоте своего призвания. Именно поэтому мы верим, что вы способны здраво оценить, к каким результатам привели ваши усилия. Просим вас прекратить действия, которые причиняют ущерб делу Божьему в мире, покаяться перед Богом за разделения, принести извинения тем людям, которые понесли ущерб от ваших действий и, при возможности, исправить их последствия. Бог силен восстановить вас в плодотворном служении во славу Его, а в Церкви есть немало зрелых людей, которые могут помочь вам в этом восстановлении.


Ответственность служителей

Пастыри и епископы несут ответственность перед Богом за вверенное им служение, а потому должны принять все необходимые меры, чтобы остановить разрушительные действия во вверенных их служению общинах
и объединениях церквей.

Призыв апостола Павла «уклоняться от производящих разделения и соблазны» (Рим. 16:17) не означает,
что служитель должен игнорировать происходящее в общине, ответственность за которую ему вручена Господом (Деян. 20:28-31). Не случайно одно из требований к служителю – умение и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать (Тит. 1:9). Тимофея Павел также призывает к настойчивому противодействию ересям и расколам (1 Тим. 1:3-4; 2 Тим. 2:23-26; 4:1-5). 

Как должен действовать служитель Иисуса Христа, чтобы противостать разрушительным действиям в Церкви?

Первая обязанность служителя – хорошо кормить общину Словом Божьим. Люди, наставленные в здравом учении, имеют более крепкий иммунитет против ересей и разделений, и быстрее выздоравливают, если какие-то проблемы и случаются в общине.

Второе. Павел учит служителей обличать тех, кто противится здравому учению (Тит. 1:10-11). Это обличение должно быть одновременно и кротким, и со всей властью (2 Тим. 2:23-26; Тит. 2:15). Иными словами, служитель должен относиться к такому человеку с любовью и уважением, но одновременно – сознавать свою власть и ответственность и быть готовым действовать, применяя необходимые дисциплинарные меры.

Третье. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). Другими словами, служитель не должен тратить все свое время на попытку исправить того, кто грешит. По этой же причине Павел запрещает увлекаться бесполезными спорами (Тит. 3:9). Излюбленная тактика дьявола – заставить пастыря все время заниматься проблемными людьми вместо того, чтобы заботиться о всем стаде. Достаточно ясно и твердо высказать свою позицию, затем дать человеку время для молитвы и размышления. Если он не исправляется – нужно применять дисциплинарные меры.

Если вразумление не помогает, и человек продолжает разрушительные действия в общине, необходимо применять дисциплинарные меры в соответствии с Каноническими правилами Союза относительно церковных взысканий. Духовный Совет обращается к пастырям и епископам с настойчивым призывом не пренебрегать возложенной на них властью и ответственностью за здоровье и целостность церковных общин

и объединений, действовать уверенно, но в страхе Божьем, любви к людям и в согласии со Словом Божьим
и каноническими установлениями Союза.

 

*   *   *   *   *   *   *


Духовный Совет стремится к тому, чтобы каждая община могла развиваться как гармоничная часть Тела Христова, исполняя данное ей Богом видение в деле распространения Царства Божьего. Целостность и единство общины есть необходимое условие осуществления этого призвания. А потому Духовный Совет будет делать все, чтобы противостать ересям и лжеучениям в Церкви, а также – всемерно способствовать сохранению единства и предотвращению разделений в Теле Христовом на всех уровнях.

Одновременно Духовный Совет заявляет, что Союз открыт для обсуждения сложных вопросов вероучения и/или практики служения Церкви в подлинно соборном формате, считая, что такие дискуссии способствуют более глубокому пониманию Евангелия Иисуса Христа и усилению служения Церкви Христовой в мире.

 

Другие документы

© 2006—2018. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, факс: +7(499) 110-3714  |  Адрес: г. Москва, пр. Андропова, д.18, корп. 1, оф. 538

Работает на Cornerstone