УТВЕРЖДЕНО
Правлением Централизованной религиозной организации
Российский объединенный Союз
христиан веры евангельской (пятидесятников)
«18» октября 2016 года
Начальствующий епископ
С.В. Ряховский
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении богослужений, религиозных обрядов и церемоний в церквях Централизованной религиозной организации
Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
1.1 Согласно Священному Писанию, вся жизнь и деятельность христианина является служением Богу (1 Кор. 10:13; Кол. 3:17). Повседневная жизнь: домашний очаг, профессиональный труд, отдых и т. д. – во всех обстоятельствах жизни христианин видит Божью заботу и благословение, на которое он не может не откликаться благодарным поклонением Богу (1 Фес. 5:18) и свидетельством о Нем ближним и дальним (Мк. 16:15). Формы и способы такого личного или совместного выражения поклонения и свидетельства не могут быть ограничены ничем кроме Библии – канонических книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.
1.2 Данное Положение регулирует порядок проведения богослужебных собраний, религиозных обрядов и церемоний в церквях – религиозных сообществах христиан веры евангельской (пятидесятников) (Мтф. 18:20), общинах, приходах, собраниях, религиозных группах, религиозных организациях Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Союз).
1.3 Положение не устанавливает единый порядок богослужебных собраний, религиозных обрядов и церемоний в церквях Союза, а определяет общие принципы проведения богослужений.
2.1 К богослужебным собраниям, религиозным обрядам и церемониям (далее – богослужения) относятся организованные собрания в церквях с целью совместного исповедания и распространения веры христиан веры евангельской (пятидесятников), в т. ч. числе осуществления миссионерской деятельности. Миссионерская деятельность религиозного объединения Союза является частью богослужения (Мтф. 28:18-20).
2.2 Богослужения могут совершаться в собственных, арендованных (Деян. 19:9-10) либо используемых на иных законных основаниях зданиях, строениях, помещениях церкви, в том числе культовых; в жилых помещениях (Деян. 12:12); на земельных участках, принадлежащих церкви на праве собственности или предоставленных ей на ином имущественном праве; в местах паломничества; на кладбищах и в крематориях; в лечебно-профилактических и больничных учреждениях; детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов; в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; в помещениях мест содержания под стражей; в воинских частях; в иных местах, в том числе общественных. Богослужебные собрания на природе (в парках, в лесных массивах и т.п.) являются исторической частью богослужебной традиции христиан (Пс. 23:1).
2.3 Основной формой богослужения является общее богослужение церковной общины. Публичный (открытый) характер такого богослужения подразумевает, что присутствовать на нем могут как члены (участники, прихожане) церкви, так и внешние по отношению к данной общине лица (гости и иные посетители).
2.4 Дом, семья, домашний очаг есть домашняя церковь (Флм. 1:1). Богослужения в первоапостольской церкви проходили как в храме (культовом здании), так и по домам (Деян. 5:42). Домашние богослужение, включающие как членов семьи, так и приглашенных гостей, есть неотъемлемая часть христианской традиции и имеет библейское (евангельское) основание (Деян. 2:46-47, 5:42, 20:20,21, Флм. 1:1-4).
2.4.1 Домашние церкви (общины, собрания, группы, служения, ячейки) не имеют статуса и самостоятельности религиозного объединения, но являются одной из форм богослужения церквей Союза.
2.4.2 Богослужение в домашней церкви осуществляет рукоположенный священнослужитель либо иной служитель из числа духовно зрелых христиан и состоящих в заветных отношениях с Господом Иисусом Христом через святое водное крещение, который благословляется на служение духовным руководителем церкви.
2.4.3 Богослужения домашних церквей, как правило, проходят еженедельно и могут включать в себя все элементы богослужения либо только их часть: молитва, прославление Бога (песнопение), изучение Священного Писания (Библии – книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов), взаимное общение, свидетельства, призыв к покаянию, сбор пожертвования и десятины (Мал.3:10-12; 2 Кор. 9:6-11).
2.4.4 По благословению духовного руководства церкви служитель домашней церкви может совершать религиозные обряды, в том числе обряд крещения и обряд евхаристии (хлебопреломление, Святое Причастие, Вечеря Господня).
2.5 Богослужения малых групп (домашнее служение, молодежное служение, женское служение, детское служение, молитвенное служение, социальное служение, служение исцеления, Альфа-курс и т.д.) есть современная форма развития традиции домашней церкви. Богослужения малых групп являются одной из форм богослужения церкви, отличающейся составом участником, местом проведения или другими признаками.
2.6 Богослужение в больницах (тюрьмах, воинских частях) совершается священнослужителем церкви по приглашению больного (заключенного, военнослужащего) и проходит, по возможности, в помещении, специально предоставленном для этой цели администрацией учреждения. В случае невозможности предоставить отдельное помещение, богослужение может быть проведено в любом удобном месте, таким образом, чтобы не создавать неудобств другим больным (заключенным, военнослужащим). Отсутствие специального помещения не может служить причиной отказа больному (заключенному, военнослужащему) в удовлетворении его законной просьбы.
2.7 Особыми формами богослужения являются водное крещение, бракосочетание (венчание) и похороны.
2.8 Основанием для проведения водного крещения является устное заявление христианина, желающего принять водное крещение и прошедшего соответствующую подготовку. Водное крещение может совершаться как во время общего церковного богослужения, так и как отдельное служение. В последнем случае водное крещение может совершаться как в специальном помещении (баптистерии), так и в других местах: арендованных помещениях, жилых помещениях или открытых водоемах.
2.9 В соответствии с концепцией по вопросам семьи и супружеских отношений и методическими рекомендациями для священнослужителей по вопросам супружества, развода и повторного брака церемония (богослужение) венчания (бракосочетания) в церквях совершается только после окончания срока помолвки и прохождения соответствующего курса подготовки к браку. Основанием для совершения бракосочетания является устное заявление каждого из пары, вступающих в брак. Бракосочетание (венчание) может совершаться как во время общего церковного богослужения, так и как отдельное богослужение, а также как часть празднования свадьбы. В двух последних случаях богослужение бракосочетания может совершаться в том же помещении, что и празднование свадьбы (ресторан, другое арендованное или жилое помещение), а также на природе.
2.10 Траурное богослужение (похороны) совершаются в случае смерти члена церкви, а в отдельных случаях – в случае смерти близкого родственника члена церкви по просьбе последнего. Траурное богослужение может совершаться как в культовом здании, так и в другом месте (жилом помещении, морге, траурном зале похоронного агентства, на кладбище).
3.1 Порядок совершения богослужений в церквях Союза может быть различным в зависимости от особенностей видения, вероучения и вероучительной практики конкретной общины, культурного контекста, в котором данная община совершает свое служение, а также уникальных духовных даров, данных Богом данной общине. Поскольку мы верим, что Христос и сегодня реально присутствует и действует в Своей Церкви (Евр. 13:8), на каждом богослужении есть место для спонтанного проявления Святого Духа и Его даров.
3.2 Несмотря на различия в порядке проведения богослужений, есть элементы богослужения, общие для всех церквей Союза. К таковым относятся: прославление Бога, (как правило, в сопровождении музыкальных инструментов), молитва, в том числе с возложением рук и/или помазанием елеем, проповедь Слова Божьего, призыв к покаянию перед Богом и обращению к Христу, исповедь, Святое Причастие (евхаристия, хлебопреломление, Вечеря Господня), библейские занятия с детьми (воскресная школа, детское служение), сбор пожертвований и десятин. Отдельное богослужение необязательно включает все эти элементы.
3.3 Прославление – это публичное выражение христианской веры в Бога и благодарности за совершенные Им дела, прежде всего, за спасение, дарованное верующим во Христе. Прославление, как правило, состоит в исполнении духовных песен (псалмов) соответствующего содержания под музыку в исполнении инструментальной группы (группы прославления) и/или хора. Стиль музыки может быть любой. Частью служения прославления являются молитвы, пророчества и другие проявления даров Святого Духа.
3.4 Проповедь состоит в разъяснении значения одного или нескольких отрывков Писания и направлена на убеждение неверующих оставить грех и обратиться к Богу, а верующих – жить в соответствии с библейским учением. Выступать с проповедью на богослужении может как рукоположенный священнослужитель, так и – по согласованию с руководством общины – любой зрелый член церкви, а также приглашенный проповедник. Богослужения домашних церквей (малых групп) могут включать не только проповедь, но и обсуждение услышанного.
3.5 Поскольку каждое богослужение включает в себя все либо часть признаков миссионерской деятельности, призыв покаяться перед Богом и обратиться к Христу является частью богослужебной практики церквей Союза. Призыв к покаянию – это возможность для тех, кто чувствует призыв Божий, откликнуться на него и примириться с Богом. Тем, кто откликнулся на этот призыв, служитель церкви объясняет, в чем состоит покаяние, а затем ведет в молитве. Каждый человек добровольно решает, хочет ли он откликнуться на этот призыв. Всякое принуждение в вопросах веры, включая манипуляцию, гипноз и другие психологические практики, абсолютно недопустимо.
3.6 Таинство Святого Причастия (евхаристии, хлебопреломления, Вечери Господней) совершается через преломление хлеба и разделение чаши с вином (виноградным соком) между верующими, во время которого вспоминают жертву Христа за грехи и переживают реальность Его присутствия среди Своего народа. Причастие есть особо торжественная часть богослужения.
3.7 Сбор пожертвований есть акт поклонения Богу и выражение благодарности Ему за заботу и обеспечение (Втор. 8:11-18; Фил. 4:19). Участие в пожертвованиях совершается на добровольной основе (2 Кор. 8:7).
3.8 Молитва (обращение к Богу) есть суть богослужения и пронизывает все элементы богослужения. Богослужение начинается и заканчивается молитвой, молитва предваряет и завершает проповедь, молитва сопровождает сбор пожертвований, прославление есть молитва в музыкальной форме и т.д. Помимо указанных выше, для богослужебной практики христиан характерны следующие виды молитв:
3.9 Библейские занятия – форма богослужения, направленная на обучение основам христианского вероучения и практики благочестивой жизни детей и взрослых. Библейские занятия с детьми (воскресная школа, детское служение), как правило, проходят одновременно с общим богослужением церковной общины в отдельном помещении и проводятся священнослужителями либо иными служителями церкви.
3.10 Исповедь совершается, как правило, за рамками богослужения. Цель исповеди – духовная помощь человеку в преодолении греха, а также в поиске Божьего руководства в конкретных обстоятельствах его жизни. Служитель церкви, принимающий исповедь, является не посредником между Богом и тем человеком, который исповедуется, а свидетелем и помощником на его пути к Богу. Вся информация, которую служитель церкви узнал на исповеди, является тайной исповеди и без согласия исповедуемого не может быть разглашена ни при каких обстоятельствах.
3.11 Молодежные служения – богослужения, направленные на молодых людей, как членов церкви, так и тех, кто еще не является христианином. Как правило, включают в себя все или большинство элементов богослужения. Основное отличие состоит в стиле проведения богослужения, а также в том, что его полностью проводят сами молодые члены (участники) церкви.
3.12 В богослужении принимает участие церковная община в целом. Доктрина священства всех верующих (1 Пет. 2:9) применительно к богослужебной практике означает, что каждый христианин может участвовать в богослужении в соответствии со своими дарами (1 Кор. 14:26). Потому в богослужебной практике церквей Союза активно практикуется участие нерукоположенных служителей, а также приглашенных лиц, в том числе в произнесении проповеди, призыве к покаянию, сборе пожертвований и проведении Святого Причастия. В музыкальном прославлении, библейских занятиях с детьми, в молодежном служении и проведении богослужений домашних церквей (малых групп, ячеек, Альфа-курса) лидерские позиции, как правило, занимают именно нерукоположенные служители. Ответственность руководства церкви (пастора и других священнослужителей) состоит в том, чтобы в богослужении «все было благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).
3.13 Каждое богослужение является таинством, священным действием. Потому любое вмешательство в богослужение людей посторонних является святотатством и навлекает на тех, кто вмешивается, суд Божий.
4.1 Внесение изменений и дополнений в данное Положение осуществляется по решению Правления Союза.
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.