Круглый стол «Реформация против революции. В преддверии празднования 500-летия Реформации» состоялся в Общественной палате РФ

10.11.2016

Инициатор мероприятия – Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОП РФ планирует, что эта встреча положит начало целой серии дискуссий, посвященных осмыслению двух юбилеев – 500-летия Реформации и 100-летия революции в России – в их взаимосвязи, позволит выработать подходы к обсуждению, которое продлится в течение всего 2017 года. Об этом сообщил, открывая 8 ноября круглый стол, модератор — член ОП РФ, начальствующий епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский.

Круг вопросов, вынесенных на обсуждение, был весьма широк: различие реформации и революции; влияние реформации на ход европейской, мировой и российской истории; предпосылки реформации в современной России; формирование в российском обществе современной трудовой и деловой этики; ответственность церкви, религиозных и общественных организаций и делового сообщества в осуществлении реформационных процессов.

Тон дискуссии задал председатель Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОП РФ Иосиф Дискин. Вначале он напомнил о сути деятельности родоначальника Реформации Мартина Лютера, который не только «отринул католицизм», но, главным образом, «принял глубокую интенцию поиска пути спасения». В то же время политолог обратил внимание на закономерность, которая не раз проявлялась в истории разных стран: начавшись как «революция в сознании», Реформация «обрушила мир в Тридцатилетнюю войну». Так же любая «идеологическая мобилизация всегда ставит мир на грань войны и революции». Это урок не только Реформации, но и революции в России; то же сейчас происходит на Ближнем Востоке, считает Дискин. Что может удержать человечество от подобных катастроф? По словам ученого, уместно вспомнить слова блаж. Августина: «Вера задает вопросы, разум ищет ответы». «Только ответственный, ученый разум способен обеспечить Реформацию без революции», – полагает председатель Комиссии.

«Вопрос о вере и применении силы» живо заинтересовал прот. Всеволода Чаплина. «Защита истины для христиан – единственный легитимный повод применить силу. Все остальные: защита ближнего, отечества, интересов – нелегитимные, второсортные для христианина», – сказал он и продолжил о современном секулярном обществе: «Если кто-то силой пытается выстроить общество так, что невозможно жить по вере, то возникает casus belli (лат. повод для войны)». По словам священника, если секуляризм готов добровольно отказаться от монополии на общественное устройство, это дает возможность мирного развития цивилизации.

О. Всеволод отметил, что важно обсудить вопрос о том, где в современном протестантизме проходит граница реформ вероучения, как «обезопасить» эту границу от «лукавых интерпретаций Св. Писания», которым предаются некоторые общины, «явно отступающие от христианской нравственности».

Христианам разных конфессий непросто дискутировать о Реформации, поскольку они по-разному ее оценивают, включился в обсуждение епископ РОСХВЕ Константин Бендас. Так, католики скажут, что Реформация – это «беда и раскол, рана, нанесенная телу Церкви»; восточные христиане считают Реформацию следствием Великой схизмы XI в. А протестанты XX и XXI вв. рассматривают это событие как «Божий промысел», который указал Лютеру путь «возвращения к основаниям Церкви». К. Бендас согласен с тем, что надо размышлять над тем, как Реформация послужила «детонатором для многих кровавых процессов», но Реформация – не только как историческое событие XVI в., а как постоянный процесс изменений – «такая реформация нам нужна», отметил он. Можно ли надеяться на мирный ход этих изменений? «Мне кажется, да. Но это зависит от того, насколько честно мы можем проанализировать и 500-летнюю, и 100-летнюю годовщины и насколько мы способны при любых вызовах оставаться христианами», – заключил епископ РОСХВЕ.

Михаил Дубровский (РОСХВЕ) утверждал, что «Реформация в мировой Церкви» продолжается. Вот, например, католики – они не согласятся, что II Ватиканский собор можно как-то ассоциировать с Реформацией, однако же это событие принесло «серьезные изменения, близкие к тому, о чем говорил Лютер». Даже «отступления некоторых деноминаций от веры» (о чем говорил о. Всеволод) побуждают христиан искать пути «адекватного выражения своей веры», и значит – что-то менять и реформировать. Комментируя тему круглого стола, М. Дубровский отметил, что у революции и Реформации разные цели: если первая направлена на социально-политическое переустройство, то вторая – на «переустройство себя» (т.е. внутреннего мира каждого человека).

Павел Рындин, епископ РОСХВЕ из Нижнего Новгорода, сделав краткий доклад об истории Реформации, резюмировал, что «Реформация принесла миру больше пользы, чем все революции вместе взятые». Он не согласился с тезисом о неизбежности кровавого продолжения Реформации, утверждая, что мирную Европу создала именно Реформация.

О многоплановом положительном влиянии Реформации говорил также Андрей Брезгин (церковь «Слово истины», г. Киров). Отвечая о. Всеволоду на его вопрос о границах допустимого в протестантизме, А. Брезгин утверждал, что европейский секуляризм (он упомянул ЛГБТ-движение) – это порождение не Реформации, а эпохи Просвещения. Протестанты же могут многое дать для развития России: «Если самое важное – преодоление хаоса, то протестанты могут внести системность». Последнее качество выступавший считает одним из основополагающих для протестантского менталитета.

Юлия Зайцева

Источник: blagovest-info.ru

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone