Пастор Владимир Баимов: Постановка и рукоположение служителей церкви. Роль общины и функция епископа.

20.10.2016

Постановка и рукоположение служителей церкви. Роль общины и функция епископа. Библейские и практические аспекты

Постановка и рукоположение служителей церкви

У нас есть канонические правила рукоположения священнослужителей, что еще нужно? Казалось бы, нет ничего проще, чем поставить и рукоположить.

Во-первых, кого рукоположить? Во-вторых, где его взять, и, в-третьих, что потом с ним делать, если начнутся проблемы?

Мы знаем требования к служителям из посланий апостола Павла. Где же таких взять?

Как правило, мы обращаем свое внимание на людей в церквях, которые уже имеют предпосылки к служению и обладают определенными качествами. Но таких «самородков» в процентном соотношении относительно не много. Гораздо больше тех, кто готов проявить какую-то активность или находится в церкви на хорошем счету. Мы привлекаем тех, кого легко уговорить взять ответственность на себя.

Зачастую мы не работаем с теми, кто на самом деле мог бы сделать это намного лучше, но пока не видит себя в служении. Зачем испытывать человека, искать более достойного кандидата — он же сам вызвался и даже рекомендацию от кого-то имеет? Такую логику у пастырей можно встретить достаточно часто, так как им хочется поскорее закрыть «дыру» в служении. Даже заставить могут, предъявив что-то вроде ультиматума. И для людей, оказавшихся не на своем месте в церкви, служение может стать причиной сильной неудовлетворенности и скрытых страданий. Но Иисус Христос призывает нас действовать противоположным образом: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мтф. 23:11).

Иисус Христос три года провел с апостолами, разделяя с ними кров, пищу и трудности пути. Часто ли и каким образом мы следуем Его примеру в этом вопросе?

Не уклоняемся ли мы временами на более легкий и широкий путь в решении кадровых вопросов?

Мы безмерно благодарны Богу за служителей, поднявшихся в наших социальных служениях и центрах реабилитации. Среди них много «горячих», самоотверженных служителей, живущих по принципу: «Спасся сам — спаси другого!» Однако достаточно среди них и тех, кто пытался совмещать служение Богу со светской жизнью. И многие из этих последних вынуждены были проходить «штрафные круги».

Еще более печально, когда в ряды служителей люди попадают от нежелания преодолевать трудности. «У меня нет образования, работы, доброго имени, а почему бы мне не пойти в служители?! В церкви я быстро карьеру построю!» – так рассуждают некоторые. И когда светские люди смотрят на то, как устраивают свое материальное благополучие такие служители, они соблазняются о церкви, потому что их духовное состояние не соответствует взятому на себя служению. «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Лк. 5:36-37).

Таким образом, в нашем Союзе и с той, и с другой стороны попадаются люди, которые в трудных ситуациях ищут легких путей вместо того, чтобы помогать осуществиться воле Божьей.

Как нам предотвратить манипулирование со стороны одних, перенаправить в нужное русло энергию других? Как нам вскрыть и «подвигнуть» на служение именно тех людей, в отношении которых Бог уже сделал свой выбор? И в чем причина их временной «несдвигаемости»: в некачественном служении служителей, в отсутствии «свободных мест» на текущий момент, в недоверии к ним пастора или в чем-то другом?

Как воспитать служителя?

а) Иногда человек принимает решение стать служителем в результате чересчур пафосных, эмоционально напряженных и несбалансированных проповедей.

Ближайшей целью своей жизни он делает то, что на самом деле уводит его от искреннего, помазанного служения Богу и ближним. Ему хочется не служить, а быть начальником, статусным человеком в церкви. Происходит подмена ценностей.

Вместо хорошего «рядового» христианина получаем энергичного «делателя»-карьериста с затаенными комплексами, обидами и мечтами о господстве.

Постепенно он становится в тягость всем — и тем, кому служит, и другим служителям, и даже пастору, который его поставил. Но никто не знает, как его урезонить без ущерба для церкви. Последствия подобного взращивания «служителя» известны: узурпация власти, духовная «порча» стада Христова, отторжение людей от церкви и отвращение к ней и прочее.

Используем ли мы какие-то «противовесы», чтобы не допустить развития ситуации в своих церквях по этому сценарию?

б) От служителя требуется обладание определенными качествами характера и компетентность: дары Святого Духа, образование, культура речи, навыки коммуникации в светском обществе, со СМИ, органами государственной власти и т.д. Так много всего!

Отвечают ли наши «кузницы кадров» этому запросу, или мы воспитываем наших слушателей в ограниченном только церковном кругозоре?

Поступает ли рукоположенный служитель «по виденью пастора» т.е. выполняет работу так, как ее видит пастор, или служитель должен быть воспитан в команде?

Нам нужны призванные Богом служители. Но их виденье собственного служения может не совпадать с видением пастора, с его пониманием стратегии развития церкви. Постепенно умножаются взаимные обиды и непонимание. И у пастора возникает искушение «сломать» служителя, а у служителя — бросить церковь или устроить бунт.

Что же делать? Предоставить служителей самим себе? Пастор отдельно, служители отдельно? Однако без епископского надзора и пастырского попечения служители легко могут уклониться на ложный путь: отгородиться от остальной церкви невидимым забором и жить в своем узком мирке. От их действий могут пострадать люди, и кто тогда будет держать ответ за их действия? Но даже когда этого не происходит и вроде бы все хорошо, разве это правильно, что пастор, прослужив около десяти лет на одном месте, ничего не знает о своих служителях? Какой же он тогда пастух, если не знает своих овец?!

Как мы себе представляем нашу «команду»: как группу подчиненных или как сообщество творческих, обладающих суверенитетом людей? Всегда ли мы, пастыри, обращаем внимание на наших служителей, интересуемся, что это за люди, советуемся с ними? Или нам главное лишь бы в церковь приходили новые люди?

Как уравновесить пасторский контроль и не ущемить самостоятельность поставленного служителя?

У нас достаточно негативного опыта в регионах. Мы знаем, как рождаются бунтари и смутьяны. Но мы знаем и то, что основатель протестантизма бунтарем не был. Он был простым Божьим служителем. Причем он одновременно в одном месте был учителем, а в другом — учеником. И именно этот «учитель-ученик» 500 лет назад смог сделать то, что не удалось многим другим — запустить маховик Реформации.

Но мы же не называем Лютера бунтарем, для нас он – реформатор. Почему? Потому ли, что он не рвался к власти и не диктовал церкви «свои» условия? Или потому, что он заставлял себя учиться работать с непохожими на себя людьми? А может, все дело в том, что он начал обновление церкви не с навязывания «своих» ответов, а с правильной постановки вопросов?

Вот и сейчас перед нами стоит один из подобных вопросов: как нам вовремя отсеять зачинщиков раздора, мечтающих о больших, чем прежде, ресурсах для себя, и не проглядеть реформаторов, стремящихся к действительному обновлению и умножению церкви?

Каковы превентивные меры для сохранения здоровой атмосферы в церкви и высокой функциональности служителей?

Лучшее решение проблем – их предотвращение. Каковы «типичные» проблемы, связанные со служителями? Как вы выясняете мнение членов церкви о поставленных Вами служителях?

Роль общины и функция епископа

Люди в общине обычно связаны богослужением, молитвенным общением друг за друга, взаимной заботой, каким-то общим делом (служением). Обычно в служение вовлечена не вся община, и это нормально. Кто-то еще не нашел свое призвание, а кто-то находится в том состоянии, когда не он, а ему требуется служить. Все наши общины стремятся стать большими семьями, состоящими из детей Божьих. Но не у всех это получается хорошо. В идеале, как это происходит в хорошей семье, в подготовке служителя и раскрытии им своего предназначения должна участвовать вся община.

Делают ли ваши общины что-то в этом направлении или у вас как в «плохой семье» каждый пробивает себе дорогу поодиночке, вопреки плохим условиям для роста?

Мы знаем, что семьи бывают разными. Каждая семья уникальна, непохожа на другую. Но по мере развития некоторых наших церквей мы видим, что они становятся настолько однородными, что другим людям в них неуютно. В руководстве общин кое-где десятилетиями остаются одни и те же люди. Пока они молоды и церковь молодая. Но по мере исчерпания у них идей начинают иссякать и служения в церкви, исчезают «вакантные места» наверху.

Конечно, пастору удобно решать все вопросы с одними и теми же людьми, но этот путь в долгосрочной перспективе ведет к тому, что церковь начинает «вариться» сама в себе и может встать на путь исключительности. Но церковь, община — это не только семья. Это – Тело Христово. И, как и в теле, в общине должны быть разные люди, разных возрастов, жизненного опыта и взглядов. Не может тело состоят только из рук или ног.

Что мы делаем что-то в области обновления своих церквей, выдвижения новых лиц и служений? Или мы хотим однажды обнаружить, что живем в «тепличке», наглухо закрытой от мира?

В служении епископа как для пастыреначальника и надзирателя должны присутствовать несколько важных моментов:

1. Широкая образованность. Хороший слуга (служитель) должен многое уметь, быстро понимать сущность разнообразных нужд и устранять их. В этом отношении служение епископа очень тяжела ноша, он должен уметь находить оптимальные решения, имея ввиду нужды всех, кто под его началом. Для этого надо понимать, как и что устроено в мире, в чем состоит сущность разных мировоззрений, и как управлять людьми. Он должен обновлять свои знания и умения посредством соответствующего образования и самообразования.

2. Личная скромность и открытость в общении со статусными и нестатусными лицами. Слуга должен быть близок к тому, кому он служит — к народу Божьему.

Если вдруг епископ является не единственным в своем роде Божьим служителем, то он не должен кичиться этим. Высокомерие епископа подает дурной пример служителям в церкви. Люди, ищущие Бога, нередко составляют свое мнение о церкви, посмотрев на ее епископа или старшего пастора.

3. Контроль над ситуацией в церкви. Надзирающий должен быть рядом с теми, за кем он надзирает – не для того, чтобы карать, а чтобы служить.

4. Правильное целеполагание. Многие проблемы в духовной жизни верующих становятся следствием неумения отличать свои фантазии и предположения от воли Божьей, а иногда и нежелание следовать этой воле. Епископ, будучи по сути своей надзирателем, должен вовремя провести «диагностику» вверенной ему церкви и не тянуть с принятием соответствующих мер.

5. Умение вовремя делегировать полномочия. Это очень помогает, когда епископ сам оказывается в трудных обстоятельствах: продолжительно болеет или имеет необходимость в одновременном осуществлении нескольких неотложных дел в разных местах. К тому же таким образом епископ помогает и другим служителям самим вырасти. Он учит их управлять церковью на своем примере.

6. Точное определение способностей и возможностей членов церкви. Епископ должен иметь большой опыт работы с людьми, правильно определять потенциал и текущее духовное состояние людей, чтобы не возлагать на своих верующих и служителей неподъемное для них бремя. Это позволяет епископу создавать дружную команду, в которой каждый выполняет свою, четко определенную роль.

Согласны ли мы таким пониманием функций епископа? А если нет, то в чем тогда его польза для нас?

Предложения по развитию епископатов в регионах (в том числе, в Красноярском крае)

«Хочешь идти быстро, иди один. Хотите пойти далеко, идите вместе» (Старая японская пословица)

Преамбула

В настоящее время единство нашего Союза на практике выражается, в основном, в личном общении пасторов и служителей и финансовых тратах на часть проектов церквей. В остальном каждый развивается отдельно в рамках своих служений. Даже пасторы церквей зачастую имеют о происходящем в их церквях отрывочную информацию.

Многие пасторы не знают истории тех церквей, в основании которых непосредственного участия не принимали, или же имеют о ней искаженные представления. Эти представления влияют на их текущую кадровую политику, отношения со служителями. Зачастую такие пасторы не могут соответствующим образом представить руководимую ими церковь в СМИ, показать ее значение и уникальность в жизни региона. Отношение местных жителей к руководимым ими церквям всегда может измениться в худшую, а не в лучшую сторону, так как документальных свидетельств, показывающих развитие церкви в динамике, у руководства церкви нет.

Епископы относительно хорошо знают только положение дел внутри церквей своего города. Но при этом часть епископов не может охватить обширные территории региона. Он бывает в городах региона только с краткими визитами, которые ограничиваются, в основном, общением с пасторами. Или же он вынужден срочно посещать проблемные церкви.

В такой ситуации епископ может своевременно не заметить негативные изменения в жизни той или иной церкви и не успеть среагировать на них до того, как ситуация станет критической и пострадает большой круг лиц. Ему труднее отстаивать те или иные финансовые и административные вопросы в кругу своих церквей, отстаивать и продвигать интересы отдельных церквей в отношениях с органами власти. Таким образом, надзорная функция епископа религиозного объединения в регионах может быть ослаблена, в ее осуществлении ему требуется помощь в виде канцелярии (епископата). В настоящее время во многих христианских конфессиях имеются свои канцелярии при епископах или аналогичные им отделы.

Задачи канцелярии

Канцелярия выполняет связующую роль между начальствующим епископом, полномочным представителем начальствующего епископа, руководством всех объединений церквей, чьи церкви имеются на территории данного региона, СМИ, органами власти и обществом.

Канцелярия помогает начальствующему епископу оперативно и эффективно реагировать на текущие дела.

Функции канцелярии:

- собирать сведения по запросу епископа для формирования и ведения церковного архива;

- разрабатывать инструменты мониторинга для выявления текущего состояния объединения церквей, «слабых» и «сильных» мест в управлении церквями на местах;

- предоставлять документы из церковного архива по требованию руководства объединения церквей, судов;

- организовывать актуальные для епископа и служителей исследования;

- осуществлять подготовку материалов и статей в СМИ для формирования позитивного облика церквей в обществе;

- помогать церквям Союза в создании различных методических разработок и проведении собственных исследований;

- предоставлять возможность непосредственного обращения к епископу от прихожан любой церкви с гарантией ответа;

- созыв дисциплинарной комиссии для проверки легитимности деятельности служителей и разбора внутрицерковных конфликтов на местах;

- созыв конфликтной комиссии по урегулированию межцерковных конфликтов на местах и конфликтов с органами власти;

- привлечение юристов для консультаций на местах и отстаивания интересов конкретной церкви в отношениях с контролирующими органами и в суде;

- предоставление более широкого выбора специалистов для организации курсов, семинаров и т. п.;

- продвижение проектов церквей Союза и аффилированных церковных НКО в органах местного самоуправления и федеральной власти, в том числе в конкурсах социальных проектов как региональных, так и федеральных.

- помощь церквям, особенно небольшим, с ограниченными ресурсами в подготовке масштабных мероприятий (конференций, праздников и др.);

- организация встреч и совместных мероприятий с представителями других Союзов и объединений в регионе (РЦ ХВЕ, ОЦ ХВЕ и др.).

Состав канцелярии

В канцелярию могут входить как штатные, так и внештатные сотрудники.

Комплектация кадрами зависит от потребностей членов Союза на текущий момент:

- ответственное лицо за создание и функционирование архива Союза, исполнение запросов руководителей церквей, судов, исследователей, СМИ, ведение методической и исследовательской работы внутри Союза, формирование в СМИ позитивного облика церквей;

- ответственное лицо за правозащитную деятельность (обучение пасторов, бухгалтеров, администраторов), приглашение специалистов в области юридического религиоведения в регион, организация семинаров с участием Министерства юстиции, прокуратуры, ФНС и др. контролирующих органов;

- ответственное лицо за координацию социальных проектов, аффилированных, церковных НКО. Взаимодействие с государством в социальной сфере, обучение участию в конкурсах, социальных грантах, использованию других мер государственной поддержки, включение в реестр, соответствующие мероприятия;

- ответственное лицо за взаимодействие с епископами и пасторами в регионе (соборы, съезды, пасторские выезды), организацию мероприятий в регионе;

- ответственное лицо за богословскую работу (клубы, семинары, библейские, библейские школы, курсы, повышение квалификации учителей). Реестр, мероприятия;

- дисциплинарная комиссия для контроля над соблюдением пасторской этики и решения внутренних конфликтов на местах;

- конфликтная комиссия для обсуждения межцерковных проблем.

Финансирование канцелярии

Финансирование может осуществляться за счет членских взносов церквей, входящих в Союз.

© 2006—2020. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, факс: +7(499) 110-3714  |  Адрес: г. Москва, ул. Дубининская, д.17, стр. 2, оф. 311

Работает на Cornerstone