Всеобщее священство как новая экклезиологическая перспектива

25.02.2016

Доклад руководителя отдела богословия Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) пастора Михаила Дубровского на международной научно-практической конференции «Трансформация христианского мировоззрения в современном мире: диалог церквей и наследие Второго Ватиканского собора». Мероприятие прошло 18 февраля 2016 года в Москве в Институте Европы Российской Академии Наук.

Понятия, вынесенные в заголовок данной статьи, являются одними из самых проблемных как с точки зрения их богословского осмысления, так и практики служения Церкви. Вопросы, связанные с раскрытием даров и талантов, способов вовлечения каждого христианина в плодотворное служение Господу стоят на повестке дня в каждой конфессии. Но пока нет ощущения, что на эти вопросы дан подлинный ответ: большинство христиан довольствуются ролью пассивных прихожан и не стремятся к деятельному участию в миссии Церкви. Не менее активно обсуждается и вопрос самой Церкви: перспектива жизни и служения церковных общин в больших городах, поиск новых форм общинной жизни, пути ученичества в современном мире, наконец, перспектива достижения реального единства христиан – все эти вопросы чрезвычайно актуальны как для богословов, так и служителей, ответственных за общины, епархии и целые конфессии. И здесь пока тоже больше вопросов, чем ответов. Поскольку эти темы затрагивают саму суть христианской жизни, как в личном, так и в церковном (как на уровне поместных общин, так и в отношении Церкви в целом) смысле, есть уверенность, что эти дискуссии будут продолжаться.

Проблемы, о которых шла речь выше, не оторваны одна от другой. Призыв  Господа к каждому христианину «служить своим даром» и наше общее призвание как Тела Христова своей жизнью если не явить, то, хотя бы, указать на реальность Его Царства - это один и тот же призыв, выраженный по-разному. Подлинно христианская жизнь невозможна без реальной принадлежности общине верных и деятельного участия в миссии Церкви. С другой стороны, подлинно церковная жизнь возможна лишь там, где происходит раскрытие даров и талантов каждого христианина, где человека высвобождают в служении в соответствие с его призванием. Одно невозможно без другого, особенно – в современном сложном и, чаще всего, безразличном по отношению к Христу, мире.

Отметим, что в процессе поиска ответов на поставленные вопросы в последние годы появились новые и весьма интересные проходы, которые в русскоязычной дискуссии связаны с понятиями «всеобщее священство» и «профессиональная миссия»..

Всеобщее Священство: прояснение понятия

Само понятие «всеобщее священство» имеет весьма древнюю историю. В Священном Писании призвание к Израилю быть «царством священников и народом святым» впервые звучит уже в кн. Исход, практически сразу после выхода Израиля из египетского рабства (Исх. 19:5-6). Авторы Нового Завета постоянно напоминают о том, что все христиане являются «царственным священством» (напр., 1 Пет. 2:9; Откр. 1:6). Эта тема активно обсуждается на протяжении всей истории Церкви и особенно – после Реформации1.

При этом традиционно (во всяком случае, в протестантизме) всеобщее священство понималось как право каждого христианина прийти к Богу без посредников, а также – участвовать в служении церкви (в том числе – совершении таинств) и управлении общиной. И, хотя в работах и отцов Церкви, и отцов Реформации есть гораздо более глубокое понимание священства всех верующих, в практике церквей закрепилось именно такое представление. Подобный подход к всеобщему священству, при том, что он способствовал значительному оживлению общинной жизни, имеет и негативные последствия, в частности:

 Сведение священства всех верующих исключительно к служению внутри церковной общины приводит к жесткому разделению жизни на церковную и «мирскую», что приводит к двойным стандартам в поведении, а также – неготовности христиан к диалогу по актуальным вопросам, волнующим наших современников;

 При этом меньшая часть христиан находит себя и возможность для своей самореализации через активное вовлечение в церковную жизнь, проявляя пассивность и безразличие в отношении «мирской» (по принципу «все равно все сгорит»);

 Большая же часть верующих, не имея возможности (или желания) активно участвовать в церковном служении, ограничивается посещением церкви по воскресеньям, в остальное время погружаясь в обычные дела и заботы, которые при этом ими самими не воспринимаются как служение Богу2.

Однако в начале XXI века как в нашей стране, так и за рубежом в ряде евангельских церквей вопрос всеобщего священства обрел иное измерение. В качестве основного места служения стала рассматриваться повседневная жизнь христианина, и в первую очередь – его профессиональный труд3. Такое смещение акцента повлияло и на представление о священнодействии: отныне это уже не право каждого прийти в присутствие Божье, но поручение принести реальность Божьего Царства в сферу своей ответственности: в свой дом, на свое рабочее место и даже – в пространство отдыха4. Чтобы реальность Царства Божьего могла быть явлена в нашем мире, христианин должен в ходе своего труда выполнять одновременно два поручения (или две миссии), равно заповеданные Господом: культурную миссию Адама относительно владычества и возделывания земли, и Великое поручение Христа «идите и научите все народы»5. Иными словам, всеобщее священство есть двуединое служение: во-первых, служение преобразования мира в процессе профессионального труда в соответствие с Замыслом Божьим, и во-вторых, служение благовестия о Христе словом и делом своим сотрудникам, партнерам и клиентам. И, что особенно важно, ни одна из этих задач не может быть выполнена в отрыве от второй. При таком понимании роли и места христианина в мире каждый мыслится как посланник Божий, у каждого есть свое особое поручение от Бога касательно сферы его ответственности, каждый снаряжен соответствующими харизмами (которые включают как духовные дары, так и профессиональные навыки), благодаря которым он может исполнить это двуединое поручение.

Таким образом, были переосмыслены оба слова, составляющие понятие всеобщее священство:

 Если ранее слово «всеобщее» понималось как право, которое принадлежит каждому христианину, то теперь к этому значению прибавилось еще одно: представление о том, что все сферы жизни подлежат освящению, а значит, любая сфера и может, и должна быть местом священнодействия;

 В представлении о «священстве» отныне основной акцент делается не на личных отношениях человека с Богом, но на призвании каждого христианина к посредническому служению6, принесению реальности Царства Божьего туда, где оно еще не проявлено. 

Такое представление о священстве всех верующих, безусловно, намного более соответствует библейскому. И, как это часто бывает при восстановлении библейского смысла тех или иных понятий, такое понимание всеобщего священства оказывается в конфликте со сложившимся порядком жизни и служения церкви7.

Всеобщее Священство как экклезиологический вызов

Вот некоторые из вопросов, которые встают в связи с нашей темой.

Первый из них – это вопрос о границах сакрального и профанного. Представление о том, что профессиональный труд может и должен быть средством служения Богу, требует пересмотра привычных представлений о том, что считать священным, а что – нет. В самом деле, если банкир не просто обслуживает финансовые транзакции, инженер – не только управляет сложными техническими системами, а труд домохозяйки не сводится к заботе о доме и детях; если каждый из них совершает священническое служение, то чем их труд отличается от того, который совершает священник в храме или пастор в общине? Можем ли мы вообще провести грань между сакральным и профанным? Современная дискуссия показывает, что вопрос о границе священного и несвященного должен быть поставлен не в залоге «что или где» делает человек, а «как» он это делает. Иными словами, действие не является священным само по себе, но когда человек, осуществляя его, открывает реальность Царства Божьего, он действительно священнодействует.

Такое понимание разницы между сакральным и профанным подводит нас ко второму вопросу: вопросу о роли служителей церкви и церковного богослужения.

Обсуждение этой темы уместно предварить цитатой из Павла Евдокимова, который с грустью пишет о состоянии христианина в современной церкви (он говорит о церкви православной, но с некоторыми поправками этот диагноз можно отнести и к другим конфессиям): «лаик (мирянин) - это тот, кто способен только лишь на пассивное восприятие (рецепцию), ему нечего делать в Церкви (кроме денежного пожертвования), поскольку у него нет экклезиологической функции, нет служения, нет харизмы...»8.

Про христианина, который сознает свой труд как служение Богу, уже, безусловно, нельзя сказать, что у него «нет служения, нет харизмы…», но зато в полный рост встает вопрос о его месте и функции в церкви. Для чего он приходит на церковное богослужение, если его рабочее место уже есть сакральное пространство, где он посредством своих духовных даров и профессиональных навыков совершает чудо воплощения Царства Божьего в нашей земной реальности? Что должен делать служитель церкви, чтобы помочь высвободить этот потенциал христиан-профессионалов, благословить их как служителей Бога и обеспечить пастырское сопровождение их профессионального служения9? К сожалению, этот вопрос еще даже не поставлен, хотя актуальность его ощущается все острее10.

Еще один вопрос связан с пониманием миссии церкви в нашем мире и способов ее осуществления. Утверждение, что профессиональный труд есть основное служение христианина требует, чтобы обсуждение миссии церкви не ограничивалось исключительно вопросами проповеди и библейской морали. Должна ли Церковь брать ответственность за исполнение культурной миссии – преобразования мира в соответствие с Замыслом? Давать пророческие ориентиры, в соответствие с которыми это преобразование должно осуществляться? Причем, указывать эти ориентиры таким образом, чтобы даже далекие от христианства люди признавали их справедливость и руководствовались ими в практической деятельности? На самом деле, в такой постановке вопроса нет ничего принципиально нового – Церковь неоднократно (более или менее удачно) уже проделывала эту работу в разные периоды своей истории. Сегодня необходимо, чтобы эта задача была поставлена и решена в условиях современного сложного и быстроменяющегося мира. И представление о профессиональном призвании как о христианской миссии, на наш взгляд, открывает перспективу и для постановки, и для решения этой задачи.

Всеобщее Священство как экклезиологическая перспектива

Вызов всегда таит в себе и удивительные возможности. Укажем две из них, наиболее, на наш взгляд, интересные.

Первая связана с тем, о чем шла речь выше – с новым пониманием миссии Церкви. Принятие профессионального труда как способа осуществления двуединой миссии (включающей как культурную миссию Адама, так и призыв к проповеди Евангелия и ученичеству) позволяет намного более полно задействовать потенциал каждого христианина для деятельного служения Господу. Сам факт признания профессионального призвания как служения уже выводит профессиональную деятельность в иной онтологический статус: рабочее место отныне – не просто возможность для зарабатывания денег, но пространство практического осуществления своего жизненного призвания и христианского ученичества11.

Возможность служить Богу не несколько часов в неделю, выполняя работу в церкви или осуществляя заботу о слабых этого мира, но постоянно – в ходе сложной профессиональной деятельности – это реальная возможность принести Благую Весть о Христе тем нашим современникам, которые далеки от церкви и считают христианство не имеющим ничего общего с реальной жизнью.  Тем самым Церковь в своем служении начинает намного больше напоминать закваску из притчи Христа (Мф. 13:33): растворяясь в ткани этого мира, она обретает силу для преображения окружения силой своей жизни и своего свидетельства.

Второе, на что хотелось бы указать в этой связи – это экуменический потенциал всеобщего священства. Профессиональное призвание, направленное на преображение мира в соответствие с замыслом Бога, равно как и служение Радостной Вести ставит перед христианами такие вопросы, в отношении которых наши конфессиональные расхождения минимальны. Каждый из нас в воскресный день идет в свой храм или ту общину, частью которой он является, и поклоняется Христу в соответствие со своей традицией. Но вызовы, с которыми мы сталкиваемся в ходе выполнения своей профессиональной миссии, редко затрагивают конфессиональные особенности и расхождения. Общее благо, стремление сделать мир лучше, вопросы этики, справедливости, прощения и сострадания – в этом христиане едины. Тем самым признание профессионального труда основным способом реализации нашего священнического призвания позволяет преодолевать настороженность и недоверие между христианами различных конфессий и вместе трудиться для Царства Божьего. Конечно, это не разрешает и не снимает тех вопросов, которые до сих пор разделяют различные направления христианства, однако, это точно шаг в исполнении молитвы Господа Иисуса Христа: «да будут едины, и да уверует мир».

Литература

1. Дмитренко О. Актуальность богословия труда, или преобразующая сила христиан-профессионалов // Новые горизонты миссии. Под ред. П. Пеннера и других. – Черкассы: Коллоквиум, 2015. – С. 363-371

2. Келлер, Тимоти. Зачем работать. // М.: Эксмо, 2015. – 368 с. 3. Негров А. Духовность и организационное лидерство // Нравственные и духовные аспекты лидерства. – СПб., 2014. – С. 47-127

4. Философско-религиозные тетради. Тетрадь № 7. Результаты богословского осмысления темы ВСЕОБЩЕЕ СВЯЩЕНСТВО. // М.: Местная религиозная организация Евангельских христиан-баптистов «На Руси», 2013. – 84 с.

5. Евдокимов, Павел. Всеобщее священство мирян в восточной традиции. // favor2.chat.ru. [Электронный ресурс]. URL:

6. Лютер, Мартин. К христианскому дворянству немецкой нации. // gumer.info [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/protestant/lyuter/15.php. Дата обращения 02.02.2016.

7. Черенков, Михаил. «Миссия в профессии» vs миссия Церкви: конфликты недопониманий. // blogspot.ru. [Электронный ресурс]. URL:  http://cherenkoff.blogspot.ru/2015/12/vs.html. Дата обращения 10.02.2016

 

1 Принято считать, что именно Мартин Лютер вводит термин «всеобщее священство» в работе «К христианскому дворянству немецкой нации». Лютер действительно пишет о том, что все христиане, независимо от рода занятий, являются истинными священниками, однако, хотя и не использует именно это словосочетание. Тем не менее, термин прижился и широко используется представителями разных направлений в христианстве, включая православных богословов. Католические авторы в отношении этих вопросов обычно используют понятие «апостольство мирян», введенное на Втором Ватиканском соборе. 

2 Дмитренко О. Актуальность богословия труда, или преобразующая сила христиан-профессионалов // Новые горизонты миссии. Под ред. П. Пеннера и других. – Черкассы: Коллоквиум, 2015. – с. 365

3 Тексты, посвященные пониманию профессионального труда как основной миссии христианина появляются одновременно как результат работы Московского богословского семинара, Санкт-Петербургского христианского университета и Ассоциации «Духовное возрождение», г. Киев. Уже после появления публикаций на русском языке мы обнаружили, что очень похожая дискуссия ведется в США. В качестве примера такой дискуссии можно привести следующую работу: https://radicalcentrism.files.wordpress.com/2007/03/rc-transformation.pdf

4 Философско-религиозные тетради. Тетрадь № 7. Результаты богословского осмысления темы ВСЕОБЩЕЕ СВЯЩЕНСТВО. // М.: Местная религиозная организация Евангельских христиан-баптистов «На Руси», 2013. – с. 14.

5 Там же, с. 34.

6 Там же, с. 16.

7 Черенков, Михаил. «Миссия в профессии» vs миссия Церкви: конфликты недопониманий. // blogspot.ru. [Электронный ресурс]. URL:  http://cherenkoff.blogspot.ru/2015/12/vs.html.

8 Евдокимов, Павел. Всеобщее священство мирян в восточной традиции. // favor2.chat.ru.

[Электронный ресурс]. URL: http://favor2.chat.ru/bogosl35evd.htm. Дата обращения 15.02.2016

9 Очень ярко этот дефицит показан Кэтрин Лири Олсдорф, соавтором книги «Зачем работать». См. Келлер, Тимоти. Зачем работать. // М.: Эксмо, 2015. – с. 14.

10 В качестве исключения из общего правила хочется указать статью Алексея Горбачева, который как раз ставит вопрос о том, как служители церкви должны благословлять христиан-профессионалов на служение в профессии: Философско-религиозные тетради.

Тетрадь № 7. Результаты богословского осмысления темы ВСЕОБЩЕЕ СВЯЩЕНСТВО. // М.: Местная религиозная организация Евангельских христиан-баптистов «На Руси», 2013. – с. 36-37

11 Негров А. Духовность и организационное лидерство // Нравственные и духовные аспекты лидерства. – СПб., 2014. – с. 125

http://favor2.chat.ru/bogosl35evd.htm. Дата обращения 15.02.2016

 

Михаил Дубровский, Институт Европы РАН, Москва, 18.02.2016

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone