Сочи, август. Жара. Море отдает горячему воздуху влагу, оттого жара душная, легким не хватает воздуха. Солнце висит низко, неистово выплескивая плазму на наш город. Небо побелело от жары. Выходишь из помещения, в котором без устали работают кондиционеры, на улицу и будто попадаешь в ванную, в которой кто-то часа два плескался в кипятке, закрыв двери. Горячая влажность накрывает с ног до головы, пропитывая собой твою одежду, делая ее безнадёжно мокрой. Кажется, что даже дома маются от духоты, стоят запотевшие. Городской автобус упакован, плотнее нельзя. В Сочи в этом году приехало столько отдыхающих, что, сколько ни выпускай автобусов на линии, они все будут забиты.
Анжела рассказала, что однажды была свидетелем следующей сцены: дама, устав на перегреве держать приличие (я ее понимаю), начала кричать на другую женщину, чтобы та хоть немного продвинулась по салону. Неприятно ведь, когда одно мокрое тело касается другого. Кричит неудержно, неприлично. Всю ненависть к южному городу выплеснула на соседку. Но женщина, вместо того, чтобы огрызнуться в ответ, неожиданно спокойно поворачивается и отвечает: «А может стоит просто попросить? Проходите, пожалуйста». И отодвинулась насколько смогла. Все вдруг затихли и какое-то время ехали молча. Потом Анжела услышала: «Водитель, остановитесь здесь, пожалуйста», вместо привычного: «Шеф, остановочку!» «Садитесь, пожалуйста» - кто-то кому-то уступил место. «Вы с ребёнком, давайте мне его на колени. Пойдёшь, малыш?».
Люди сейчас стали начитанными, образованными и требуют к себе уважения. Не скажу, что образованными значит воспитанными, поскольку больше требуют уважения - в кассах, в транспорте, в учреждениях, собственно, везде - нежели готовы сами его проявлять. Но на этом небольшом примере произошедшего в сочинском автобусе мы видим, как уважение может поменять во мгновение атмосферу.
Почтение — это не просто выражение ценности человека, хотя и это тоже. Почтение — это язык любви, который понимает каждый. Обратитесь с неподдельным уважением к человеку любой национальности, возраста, вероисповедания, социального статуса и он сразу почувствует ваше доброе отношение. Блез Паскаль, великий французский математик, физик, философ и теолог XVII века очень точно описал состояние, которое мы испытываем, когда к нам проявляют уважение: «Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают».
«Всех почитайте» - учил христиан апостол Пётр много веков назад, расшифровывая, как на практике выглядит фраза Христа «вы свет миру»: «ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите», 1 Пет. 2:15-17.
В этих кратко изложенных советах апостол отобразил, как на практике реализуется проповедь Небесного Царства, показывая нам, что влияние это несколько то, что мы говорим, но то, как мы относимся.
- братство любите;
- всех почитайте;
- Бога бойтесь;
- царя чтите.
Суть призыва почитать всех без критериев и условий — это воплощение в жизнь закона, заложенного Богом при сотворении. Каждый человек ценен в соответствии с заявленной о нем ценности: он по факту своего рождения является образом и подобием Бога, своего Творца. Отношение к людям с почтением, выражающим их абсолютную ценность, независимо от поведения, жизненной позиции, отношения к нам, открывает им истину о том, кем они являются в Божьем плане и даёт возможность Духу Святому приводить этот план в действие. Что означает, что я почитаю человека независимо от его мнения, позиции, решений и поступков? Это означает, что я считаюсь с его выбором. При этом у меня присутствует почтение к себе. Почтение к себе означает, что я не могу опуститься ниже того уровня любви к другим - в моих словах, поступках, мыслях - который я сам для себя определил, чтобы люди, встречаясь со мной, чувствовали себя ценными. Теми, кем они являются в глазах Бога. «Любить человека — значит видеть его таким, каким его замыслил Бог», Ф. М. Достоевский. Почтение — это любовь в действии.
Какие слова, обороты речи, поступки мы бы хотели, чтобы применяли к нам, чтобы мы чувствовали себя ценными? Это стандарт того уровня почтения к другим, ниже которого мы не можем опуститься. «Уважение к людям есть уважение к самому себе», Джон Голсуорси.
Я прихожу в гости к людям, которые меня пригласили. Они подали мне несвежий чай в не совсем чистой, запятнанной чашке. К тарелке пододвинута жирная вилка. Я понимаю, что это не столько их отношение ко мне, сколько к себе. Они всегда так ужинают. Это их уровень самоуважения. Что нам делать в таком случае? Показать им истинную ценность. Принять их у себя дома за красиво сервированным столом, с хорошей посудой (я уже не говорю чистой), в которой лучшие блюда, приготовленные нами с любовью. Моя жена говорит: «Я так накрываю стол, чтобы люди, придя ко мне домой, почувствовали, что их здесь ждали». Когда в церквях проповедуется о почтении, бывает, люди начинают думать: «Ну, наконец-то! Теперь начнут меня все уважать». Ключевой вопрос не в том, что я могу получить, потребовать, а что могу отдать, выразить. Так выглядит почтение. Почтение рождается в нас из отношений с Богом. Чтобы принимать других, я вначале должен принять себя. Для этого мне необходимо получить отношение ценности со стороны того, кто более сильный, чем я и кто при этом искренне, безусловно, меня любит. Почтение к себе рождается, когда мы не просто знаем истину о своей ценности, но, когда мы переживаем свою ценность из близких отношений с Богом. Через повседневное осознание личного Искупления. Бог заплатил за нас Своей жизнью до сотворения мира. Искупление — это вечный акт. Мои промахи — это этапы моего роста. Я в своей самооценке могу опираться не на свои правильные или неправильные поступки, но на свою объявленную ценность в Искуплении. Моя ценность определяется ценой, за меня заплаченной - ценою жизни Бога.
С человеком почтения мы обычно чувствуем себя комфортно. Он не делает добро высокомерно. Он делает его естественно, не привлекая к себе внимания. Находясь рядом с такими людьми, мы переживаем и перенимаем иные стандарты самоуважения.
Привычка держать слово — это почтение. Привычка не опаздывать - почтение. Способность быть благодарным — значит жить в почтении. Наша внешность — это выражение почтения. Когда девушки нескромно одеваются, они провоцируют парней в отношениях с собой пренебречь достоинством самоконтроля и верности, опуститься на уровень инстинктов и плотского желания. Это говорит в первую очередь о низкой самооценке самих девушек. Когда парни относятся к девушкам лишь как к сексуальному объекту, они обесценивают личность девушек. Это говорит о том, что самооценка парней совершенно никуда не годится, она находится на уровне тех, кто живет, руководствуясь инстинктами.
Непочтительность ведет к разрыву отношений. Почтительность дает нам возможность видеть мир шире и обогащаться опытом других людей. Фамильярность незаметно обкрадывает нашу судьбу. Почтение высвобождает жизнь даже там, где кажется, ненависть и злоба торжествуют. Первые христиане повлияли на ход мировой истории уже тогда, когда, будучи в абсолютном меньшинстве во времена Рима, умирали за Христа с достоинством.
Проповедовать Христа — это не попытки убедить людей, что Бог добрый. Это создание таких взаимоотношений между нами, верующими, чтобы неверующие, видя нас, захотели к нам присоединиться. «Братство любите».
Проповедовать Христа — это не столько молитвы за благоприятную атмосферу для проповеди Евангелия, хотя это тоже, сколько создание такой атмосферы через проявленное почтение к людям. «Всех почитайте».
Автор: Андрей Онищенко
Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.