Сретение Господне

Сретение Господне

28.02.2024

15 февраля состоялось Сретение Господне - один из двунадесятых (12 главных) православных праздников. Его традиция уходит в глубину веков. По некоторым сведениям, к IV веку. Сретение отмечается в память о событии, описанном в Евангелии от Луки во 2 главе, когда родители принесли Младенца Христа на 40 день после Его рождения в Иерусалимский храм, чтобы, согласно закону Моисеева, представить пред Господом.

В те дни в Иерусалиме жил человек по имени Симеон. Дух Святой был на нем, как повествует Писание. Во времена Ветхого Завета такие люди встречались нечасто. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:26-32). В переводе на современный русский язык слово «сретение» означает встречу. Один из последних святых Ветхого Завета, на ком был Дух Святой, встретился с живым Воплощением Завета Нового. В этой встрече совершилось благословение Иисуса Христа на Его миссию с возложением рук и публично высказанным пророчеством. Всё это свершилось в Иерусалимском храме. Мы читаем, что Симеон пришёл в храм по вдохновению. Следование за Духом Святым, очевидно, для этого человека было привычной практикой. Интересно, Симеон на древнееврейском буквально означает «слышание». Этот старец знал, как слышать голос Бога, и сумел среди множества младенцев узнать того Одного, приход Которого этот мир так ждал. Сретение - это встреча с Господом. Но вот в чем вопрос. Ничего необычного в тот день в Иерусалиме не произошло. Посвящение младенцев в храме - привычная для еврейского народа практика. Как Симеон увидел то, чего другие не заметили? Очередная пара родителей, которых он за свою жизнь видел множество, еще один малыш. Как он Его узнал?

Спаситель родился не там, где рождаются цари. Но кто-то разглядел в Нем Царя царей и, поклонясь, принёс Ему царские дары. Почему одним очевидно то, о чём другие даже не догадываются?
«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин 17:4). Крест. Кровь. Смерть. Это то, что видели все. «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф. 27:39-40). Кто видел в этот момент самую великую славу, которая была на Земле за всю её историю?

Сретение Господне. Кто-то встречается с Господом там, где другие проходят мимо. 
Разве кому-то дана эта способность, а кому-то нет? Его слава является там, где люди ждут её меньше всего: в самых обыденных жизненных обстоятельствах, в самых простых, на первый взгляд, поступках, в местах, в которых по определению не может быть ничего славного. «Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис 53:3).

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25:34-46). Кто бы мог предположить, где мы можем увидеть людей, жизнь которых прославляет Бога? По каким признакам мы можем их узнать? Ни те, кто по правую сторону от Господа, ни те, кто по левую, в жизненных ситуациях, определивших их судьбу в вечности, не узнали Иисуса - Он снова затерялся среди людей. Среди людей не самых успешных по мирским меркам и не самых благополучных. Бог приносит Свои ответы в совершенно обычных, совсем человеческих поступках самых обыкновенных людей, в которых, собственно, нет особого вида или величия.

«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6:3). Оглянитесь! Вы видите, что земля полна славы Его? Я как бы и со словом Божьим не могу не согласиться и как бы не вижу, чтобы земля была полна Его славы. 
Может, думаю, пора перестать разочаровываться в том, что я вижу так мало Его славы - хотелось бы побольше. Может, нужно поменять свою молитву? Перестать молиться о том, чтобы Бог наполнил землю Своей славой, подразумевая, что я знаю, как это должно выглядеть, но попросить Его, чтобы Он поменял мой взгляд на Его славу и присоединиться к тем людям, кто давно это понял и живёт, наполняя землю самыми простыми, на первый взгляд, делами и поступками.

В православной традиции старец Симеон в связи с описываемыми событиями зовётся как Симеон Богоприимец. Богоприимец! Какое красивое и, по сути, точное, умное слово. В завершение позволю себе отрывок о Симеоне из стихотворения Иосифа Бродского, написанного Анне Ахматовой в 1972 г. Оно называется «Сретенье».

«... А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил:
«Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нём». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

...

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась».

Симеон ушел, но мы остались, чтобы прославлять Бога. Богоприимец. Какое значимое слово для наших дней.
Пусть с опозданием, но тех, кому важен этот смысл, поздравляю со Сретением Господним!

Автор: Андрей Онищенко

Другие статьи автора
Путь к познанию такой любви лишь один: получая бескорыстную любовь Бога в виде жертвы Сына Единородного, расти в ответной любви в обстоятельствах, которые не приносят нам никакой выгоды.
Прозвища имели короли многих европейских династий. Они давались по разным причинам, смотря по какой характерной черте правитель мог запомниться в исторической летописи своего народа.
Одиночество как яд, который в нужных дозах лечит, а в больших — убивает.
Приводящий в трепет душу необычный сверху, как бы с Небес, вид на распятого Христа. Крест будто завис над Землей.
Я раньше замечал, что долго болеющие люди постоянно говорят о своих болезнях. Как ни встретишь их - никакой другой темы.
Меня спросили: можно ли христианам наряжать ёлку на Новый год. Я полагал, что такой вопрос среди современных евангельских верующих давно не стоит.
Я думаю, что в этом сокрыто определённое Божье намерение.
Однажды на Хэллоуин я оказался в Голливуде. Я не слежу за датами подобных «праздников», но в тот вечер сразу понял, что происходит что-то ненормальное.
Мы знаем 2 и 3 главы книги Откровения как великий перечень Божьих обетований для каждой церкви о приготовленной им победе.
Итак, мы подходим, пожалуй, к самому неожиданному наставлению Апостола Петра, которое он даёт относительно проповеди Царства. Оно звучит так: «Царя чтите». 
Принятие суверенности Бога — это глубокое почтение к Его власти и абсолютное доверие Его любви. Это согласие с тем, что Бог говорит о Себе независимо от наших обстоятельств.
Люди сейчас стали начитанными, образованными и требуют к себе уважения. Не скажу, что образованными значит воспитанными, поскольку больше требуют уважения - в кассах, в транспорте, в учреждениях, собственно, везде - нежели готовы сами его проявлять.
В этом тексте речь не идёт об идеализации национальности, которая упоминается в нем.

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone