О чем говорит картина «Христос Святого Иоанна Креста»

О чем говорит картина «Христос Святого Иоанна Креста»

25.03.2024

В офисе нашей церкви в Норильске на всю стену висел баннер, на котором мы разместили несколько фотографий. Каждая в отдельности и их сочетание имели для нас духовный смысл. Баннер без слов проповедовал о наших ценностях каждому, кто входил в зал. В центре баннера моя супруга разместила репродукцию картины «Христос Святого Иоанна Креста» работы Сальвадора Дали. Приводящий в трепет душу необычный сверху, как бы с Небес, вид на распятого Христа. Крест будто завис над Землей. Под крестом, вопреки естественному расположению происходящего, изображены гладь озера, лодки и рыбаки – явный намек на апостолов, которые живут обычной жизнью и не подозревают о своем истинном предназначении. Спаситель, обессиленно склонив голову, смотрит на происходящее на Земле. Вначале невозможно оторвать взгляд от распятого Христа, потом наш взор непроизвольно опускается туда, куда обращены Его глаза. Мы будто смотрим на рыбаков вместе, при этом в людях невольно осознаем себя. Картина пронзительно открывает истину, как Бог Отец видит человечество через распятого Христа, Служащего мостом жизни между Богом и людьми, нашим природным состоянием и нашим предназначением в Божественном плане. Картина написана гениально. Сотни тысяч людей останавливались перед ней, поражённые этим образом. 

Меня смущал факт, что автором произведения был такой неоднозначный художник, как Сальвадор Дали. Я не знаток его творчества, но из того, что видел, его произведения мне казались воплощением смеси безумия, нездорового эпатажа и аморальности. Логикой понять его образы невозможно, но они очень ярко действуют на подсознание. Как этот человек мог так гениально отобразить картину Божьей любви, изливающейся с Небес на человечество?

Я поинтересовался историей её создания и обнаружил несколько моментов, которые заставляют задуматься. Хотелось узнать, почему картина носит такое странное название? Кто он, Иоанн Креста, Христа которого мы видим? Оказывается, на самом деле жил такой человек — католик, который в монашестве выбрал себе имя Иоанн Креста. Речь идёт о Хуане де Йепес-и-Альваресе, испанском католическом священнике, мистике, монахе-кармелите, католическом святом (канонизирован папой Бенедиктом XIII в 1726 г), писателе и поэте, реформаторе ордена кармелитов. Годы жизни: 1542—1591. Когда его отец погиб, мальчику было три года, и мать не могла прокормить детей. Старший брат умер от голода. Мать отдала Хуана в католический приют для бедных детей, в основном сирот, где ребенок и воспитывался. Приют стал для него домом, в котором он впитал в себя ценности своих попечителей. Будучи уже юношей, Хуан добровольно пошел служить в больницу при монастыре, в которой лечились больные сифилисом в последних стадиях. Желание учиться, усердие юноши было отмечено руководителем больницы, и его направили в школу ордена иезуитов. Там Хуан обучался латинской грамматике, истории и классической литературе. Читая названия этих предметов, впечатляет уровень образования в школе монахов, ведь шёл только XVI век. По окончании обучения молодой человек стал членом ордена кармелитов и принял монашеский обет. Поступил в университет, где изучал широкий круг образовательных дисциплин: богословие, философию, экзегетику, иврит и арамейский язык. Был рукоположен в священники. Его всё больше влекла практика уединенного и безмолвного созерцания, длительного поста и простого образа жизни, который культивировали монахи-кармелиты. 28 ноября 1568 г. в одном из городов Испании он с единоверцами основал монастырь, и в тот же день Хуан изменил свое имя на Иоанн Креста. После этого он основал ещё несколько монашеских общин, в одной из которых организовал академическую подготовку монахов. Иоанн сам стал наставником. В течение всей жизни Иоанн Креста практиковал молитвенное уединение и безмолвное духовное созерцание, вначале обучаясь этому у своих духовников, позже передавая опыт последователям.

Однажды во время молитвы на чердаке с видом на святилище в монастыре Воплощения в Авиле Иоанну было видение распятого Христа, которое привело его к созданию рисунка распятого Господа с необычной перспективы, будто зритель на Него смотрит сверху. Изображение распятия таким образом выходило за рамки устоявшихся норм. В 1641 г. этот рисунок был помещен в небольшую монстрацию (хранилище предметов внелитургического почитания) и хранился в Авиле. Необходимо отметить, что вторая половина XVI века, когда развивались описываемые события, знаменовалась контрреформацией, которую проводила католическая церковь. Реформация, лидером которой, как нам хорошо известно, был Мартин Лютер, стала неожиданным и глубоким потрясением для католицизма. Лидеры реформации публично высказались против проблем в лоне католической церкви, на которые многие давно обращали внимание, но о которых не говорили настолько открыто и определенно. Известно, что Лютер не предполагал основывать новую религиозную конфессию. Его стремлением было обратить внимание на злоупотребления со стороны церковной власти в основном против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. Но ход истории повернулся таким образом, что возник протестантизм, в результате чего многие страны вышли из-под власти Святого Римского престола, и значительная часть населения Европы примкнула к образовавшимся протестантами церквям и общинам. Смысл слова «контрреформация» не похож на смысл слова «контрреволюция», хотя по звучанию они близки. Высшее духовенство католической церкви быстро осознало, что заглушить реформацию одними запретами и репрессиями не представлялось возможным без преобразования самой церкви. Со временем контрреформация по своей сути стала больше походить на внутреннее обновление, чем на борьбу с еретиками. Стали возникать новые католические монашеские ордена, которые стремились восстановить ценности раннехристианской общины, апостольского образа жизни. Было полностью запрещено предоставление индульгенций, предполагающие какие-либо денежные расчёты, со стороны самого Папы началась борьба с торговлей церковными должностями, появились обновлённые католические духовные семинарии и учебные заведения нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства. Акцент служения церкви делался на воспитании детей и молодёжи в целомудрии, на заботе о больных и бедных. Прощение грехов теперь давалось после исповеди духовнику любому желающему. Простой народ уже отвык от такой практики. Благодаря проведению во время Контрреформации реформ католическая церковь смогла не только восстановить пошатнувшийся авторитет, но и сохранить основные догматы католицизма, включая главный – понимание пути человека ко спасению, который предполагал не только личную веру, о чем учили протестанты, но и посредничество в этом вопросе церкви, а также обязательное наличие в жизни человека благих дел. Иоанн Креста стал главной фигурой Контрреформации не где-нибудь, а в Испании, в стране, в которой католическая церковь имела значительное влияние и в которой недостатки проявлялись ярче, чем во многих других странах. 

Названия произведений, написанных Иоанном Креста, выразительно говорят о том, во что верил этот человек: «Восхождение на гору Кармель», «Песнь духа» и «Живое пламя любви». Иоанн Креста считается одним из выдающихся испанских поэтов. Две его поэмы "Духовная песнь" и "Тёмная ночь души" общепризнаны как шедевры испанской поэзии. Как духовный наставник и для монахов, и для мирян, Иоанн Креста пользовался любовью простых испанцев и авторитетом среди священнослужителей. На следующий день после его смерти огромное количество горожан пришло попрощаться с телом и даже направили своего представителя к Папе с просьбой похоронить своего духовника в их городе. Впечатленный такой петицией, Папа Климент VIII издал записку, удовлетворяющую просьбу людей. Папа Пий XI в 1926 году объявил Иоанна Креста Учителем церкви. Учитель церкви - почётное звание, даваемое Римско-католической церковью заслуженным богословам. В настоящее время общее число Учителей Церкви, почитаемых на Западе за всю историю, составляет всего 36 человек. Римско-католическая церковь считает Иоанна Креста учителем мистики. Англиканская церковь почитает его как «учителя веры». 

Бог доверил Свой особенный взгляд на распятого Христа человеку, который почитается как учитель веры и учитель мистики, то есть тому, кто посвятил свою жизнь не только практическим важным делам на земле, коих совершил немало, но который прежде всего был посвящён постоянному поиску Бога. Ни на один день Иоанн Креста не оставлял практику уединения для безмолвного созерцания и поиска в молитве воли Бога на свою жизнь. При этом он был высокообразованным человеком, который благодаря таланту и образованию был способен донести суть Евангельского послания людям разными способами: учением, рисунком, поэзией и др. 

Прошло более четырех столетий после смерти Иоанна, и его рисунок распятого Христа попался на глаза Сальвадору Дали, на которого произвел колоссальное впечатление. Дали, творивший из своего бунтарского духа, был потрясён идеей изобразить распятие вразрез всем существующим канонам. Никто из гениев прошлого не изображал распятого Христа с такой перспективы – видя Его как бы глазами Бога Отца. То, насколько эта картина отличается от всего, что создавал Дали до неё, невольно наводит на мысль о том, что с художником произошло нечто экстраординарное, когда он взялся за работу над ней. Несомненно, талантливые, гениально исполненные, но при этом наполненные, мягко говоря, странным содержанием произведения автора говорят о том, кем как личность был Сальвадор. Он сам написал биографию о себе под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», в которой откровения о нём приводят в шок. Автор признаётся, что с самого раннего детства был дерзким и неуправляемым ребёнком. Для него не существовало ни логики, ни слова «нет». Написал, что обладает такой же манией величия, как Наполеон, которым он мечтал стать, когда ему было семь лет. Сальвадор всегда следовал своим импульсам и желанием. Средствами же достижения целей были капризы, истерики и симуляции «в доме я царил и повелевал». В школе учился плохо, часто симулировал болезни, не умел дружить и безудержно придумывал эксцентрические выходки, которые приводили в недоумение или замешательство людей, но Дали испытывал от этого удовольствие. Мог, например, прыгнуть на футляр скрипки одноклассника, растоптать его. Для него важно было видеть ужас в глазах школьного товарища. В восьмилетнем возрасте мог описаться в постель, наблюдая за замешательством родителей. Всё больше углублялся в свои фантазии. Со временем грань между воображением и реальностью стиралась. Он выплескивал фантазии в эксцентричных поступках или произведениях. В итоге склонность уходить в себя и, не признавая никаких ограничений, предаваться внутренним видениям стала источником его творчества. Для Дали как для художника эмоции и ощущения были ценностью сами по себе. Не так важно, насколько они были приятными или отвратительными, главное было следование своим импульсам. И чем необычнее и ярче они были, тем большее удовольствие он испытывал. Сальвадор пробовал себя в разных направлениях творчества: рисование, кино, скульптура, графика, проза, поэзия и даже реклама. Многое из того, что делал Дали, людьми из-за необычности и талантливого исполнения считалось гениальным и имело коммерческий успех. Девиз жизни он описал следующим образом: «У меня был девиз: главное - пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо». При всей своей сумасбродности, надо отметить, Дали писать картины был научен отменно, и делал он это талантливо. Сальвадор вначале брал уроки у профессора академии художеств Нуньеса, после учился пять лет в академии художеств Сан-Фернандо в Мадриде. 

При всей противоречивости двух людей, благодаря которым появилась картина «Христос Святого Иоанна Креста» и которых разделяет больше, нежели четыре столетия, есть два качества, в которых они схожи. Во-первых, они оба могли видеть духовный мир. Только один посвятил себя созерцанию Царства Божьего, другой пустил в свой разум демонов. Во-вторых, они были образованы и талантливо исполняли свое дело.

Сальвадор Дали так описывает рождение картины: «Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия: гвозди, терновый венец и т. д. и желал превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но мое решение изменило видение, послание которого можно описать словами испанской поговорки, гласящей: «Мало Христа, слишком много крови». В этом сне-видении я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. … Моя главная задача теперь заключалась в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет». Дали, как обычно, хотел эпатажно, даже анекдотично, как он сам признается, отнестись к образу распятия. Но его остановило посланное свыше видение. Образам, возникающим внутри, Сальвадор привык доверять ещё с детства, выражать их в своих работах он умел. Бог использовал эти два качества мастера: умение видеть духовный мир и талантливо исполнить на холсте увиденное. Художник настолько серьёзно отнесся к написанию картины, что не оставлял ее, пока не завершил. Для того, чтобы краска на картине сохла вовремя, Дали даже провёл в дом центральное отопление.

Одному человеку, способному понять взгляд Небесного Отца на людей, Бог показал, как можно выразить истину Искупления: вид человечества с перспективы Небес через распятого Христа. Эта идея ждала своего воплощения более четырёх веков, пока не появился другой человек, который мог видеть духовный мир, а также у него было достаточно таланта гениально исполнить это видение так, чтобы распространить его на всю человеческую цивилизацию на века вперёд. Талант – это не просто одаренность. Это одаренность, обрамленная образованностью, дающая способность выполнить работу качественно. Все талантливые люди хорошо научены своему ремеслу. 

В наши дни Дух Святой призывает нас к поиску Бога и побуждает учиться видеть невидимое - созерцать Небесное Царство, получать живые откровения, пророчествовать и служить Ему сверхъестественно. Но чтобы рождались среди нас послания, способные преображать жизни многих людей, важно уметь не только молиться на языках и пророчествовать. Не менее важно открыть свой талант и совершать свое призвание качественно, с умением. Для этого нужно получить необходимое образование и относиться к делу творчески с максимальной ответственностью и посвящением. 

Я не знаю, какая участь ждала душу Дали после его смерти. Очевидно, что после встречи с живым Богом ни у кого жизнь не остаётся прежней. Поражает то, что Бог ожидал более 400 лет, пока не был обнаружен человек, способный не только видеть духовный мир, но умеющий своим мастерством отобразить на холсте полученное видение таким образом, что это повлияло и еще повлияет на целые народы и страны. 

Если бы мы верили, что Бог может действовать как через лидера Реформации, так и через лидера Контрреформации и даже через эпатажного художника, каковы бы были наши взаимоотношения? Если бы могли видеть Бога через дары и таланты тех людей, которые нам непонятны и даже неприятны, каково было бы наше отношение к ним? Если бы мы ценили обучение и делали дело, порученное нам Богом, творчески, с умом, наилучшим образом, каковы бы были наши церкви? Если все эти вопросы суммировать в один, он выглядел бы, скорее всего, так: Какого Бога тогда люди бы видели через нас?

Правительство Испании предложило за эту картину 127 миллионов долларов, но предложение владельцем было отклонено. На приобретение картины в 1952 году город потратил весь свой годовой бюджет, выделяемый на покупки всем городским музеям - 8,2 тысяч фунтов стерлингов. Сегодня эта картина доступна для обозрения в музее Кельвингроу города Глазго, Шотландия.

Автор: Андрей Онищенко

Другие статьи автора
Путь к познанию такой любви лишь один: получая бескорыстную любовь Бога в виде жертвы Сына Единородного, расти в ответной любви в обстоятельствах, которые не приносят нам никакой выгоды.
Прозвища имели короли многих европейских династий. Они давались по разным причинам, смотря по какой характерной черте правитель мог запомниться в исторической летописи своего народа.
Одиночество как яд, который в нужных дозах лечит, а в больших — убивает.
15 февраля состоялось Сретение Господне - один из двунадесятых (12 главных) православных праздников. Его традиция уходит в глубину веков.
Я раньше замечал, что долго болеющие люди постоянно говорят о своих болезнях. Как ни встретишь их - никакой другой темы.
Меня спросили: можно ли христианам наряжать ёлку на Новый год. Я полагал, что такой вопрос среди современных евангельских верующих давно не стоит.
Я думаю, что в этом сокрыто определённое Божье намерение.
Однажды на Хэллоуин я оказался в Голливуде. Я не слежу за датами подобных «праздников», но в тот вечер сразу понял, что происходит что-то ненормальное.
Мы знаем 2 и 3 главы книги Откровения как великий перечень Божьих обетований для каждой церкви о приготовленной им победе.
Итак, мы подходим, пожалуй, к самому неожиданному наставлению Апостола Петра, которое он даёт относительно проповеди Царства. Оно звучит так: «Царя чтите». 
Принятие суверенности Бога — это глубокое почтение к Его власти и абсолютное доверие Его любви. Это согласие с тем, что Бог говорит о Себе независимо от наших обстоятельств.
Люди сейчас стали начитанными, образованными и требуют к себе уважения. Не скажу, что образованными значит воспитанными, поскольку больше требуют уважения - в кассах, в транспорте, в учреждениях, собственно, везде - нежели готовы сами его проявлять.
В этом тексте речь не идёт об идеализации национальности, которая упоминается в нем.

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone