Библия не говорит нам в точности, как долго длилось страдание Иова. Исследования теологов разнятся значительно. Одни пишут, что около года, другие утверждают, что намного дольше. Если Писание нам что-то не конкретизирует, значит, это не столь важно по сравнению с какой-то другой мыслью. В чем же главная идея книги?
Здесь мы находим единственный пример диалога сатаны с Богом, если не брать во внимание искушение Христа. В том эпизоде Бог, воплотившись в человеческое тело, сознательно ограничил Себя возможностями человека. Он был искушаем точно так, как искушаем любой из нас, живущий на земле. В книге Иова Бог предстаёт перед нами как Личность, имеющая всю полноту власти. Сатана не мог просто подойти и искушать Его. Бог Сам допустил дьявола к Себе для разговора. Как это вообще могло случиться? Назовите хотя бы одно обоснование того, что произошло: дьявол вошел в присутствие Бога, говорил к Нему, и, что совершенно невообразимо, Бог его внимательно выслушивал и отвечал. Случившийся диалог настолько неординарен, что, по-видимому, в нем сокрыта основная идея книги Иова.
Сатана утверждал, что отношения Иова с Богом не честны, что тот праведен и богобоязнен только благодаря своему благосостоянию и успешной жизни, подаренной ему Творцом. Речь, собственно, шла не только об Иове. На его примере дьявол хотел показать, что бескорыстные отношения верности и готовности жертвовать ради другого (что мы, в сущности, называем любовью) между Богом и людьми невозможны. Сатана провоцировал Бога с целью публично продемонстрировать бесперспективность Божьего плана по восстановлению отношений с людьми, основанных на любви. Для этого дьявол предложил Богу совершить нечто, чтобы вскрыть истинные мотивы благочестия Иова: убери из его жизни Свои благословения, и с их потерей исчезнет всё его благочестие. Он с Тобой только ради корысти. Люди не способны на то, что для Тебя важно - на любовь. Они безнадежно испорчены. Как бы Ты не любил их, твои старания безуспешны. Ты в безысходности. Любая Твоя жертва ради них ими оценена не будет. Как только что-то случится, что их не устраивает, они отвернутся от Тебя. Ты обречен на провал. По сути: зачем Тебе посылать Своего Сына для их спасения? Не оценят. Они не достойны этого. Но Бог настолько верил в нас, что не посчитал за унижение говорить с тем, кто восстал против Него, так низко пав из-за своего предательства.
Когда на Иова свалились мыслимые и немыслимые несчастья, первое, что мы видим - все отвернулись от него. Казалось, догадки сатаны оправдывались. «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов 2:9). Каким образом я могу узнать, что способен любить, если не лишить меня выгоды в отношениях? Как самому понять, какой смысл я вкладываю в слово «люблю», если не окажусь в ситуации, когда мне нужно будет отдать то, без чего мне трудно, а порой невозможно обойтись? Все мы хотим любить и быть любимыми, но понимаем ли до конца, как рождается любовь?
Жену Иова можно понять. Перевод семидесяти толковников (септуагинта) девятого стиха второй главы Иова гласит так: «По многом времени сказала ему жена его: доколе ты будешь терпеть? Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего. Ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Но скажи некое слово к Богу и умри». Она страдала, видя страдания мужа. Она страдала сама, как женщина, и, скорее всего, видела смерть мужа, как его избавление от страданий. Да и у неё самой уже не оставалось сил так жить. Фактически она говорила: «Попроси Бога забрать тебя от страданий». Человеческая природа не способна на любовь в полном смысле этого слова. Она, как и верность, конечна. У каждого есть, в зависимости от воспитания и убеждений, свой предел.
Но Иов сказал ей: «Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?...» (Иов 2:10).
Всё земное творение стенает и мучается в поиске любви и верности беспредельной, когда мы убеждены, что нужны кому-то мы, а не то, что мы можем предложить. Путь к познанию такой любви лишь один: получая бескорыстную любовь Бога в виде жертвы Сына Единородного, расти в ответной любви в обстоятельствах, которые не приносят нам никакой выгоды. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Иоанна 4:9-10).
Есть за что благодарить Бога в ситуации с Иовом, которому Бог дал не только земные благословения, но и силу оставаться Ему верным в невыносимых обстоятельствах. Его пример вдохновляет тем, что люди, знающие Бога, способны любить, а значит, у человечества остаётся надежда.
Всё, что мы можем предложить миру - это пример бескорыстной любви, которой в этом мире просто не существует. Если кто-то из нас проходит сегодня сложный этап жизни, главный вопрос не о времени его продолжения. У Бога точный секундомер. Мы получаем опыт бесценных качеств, ради которых стоит пройти этот путь. К тому же Бог даёт силу и благодать его пройти. «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным…», - говорил апостол Павел (1 Тим. 1:12). «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:16-18).
Пройдя этот путь, наша испытанная вера окажется драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота (см. 1 Пет. 1:7) и по сравнению с безмерным преизбытком Его славы наше страдание будет видеться лёгким и кратковременным.
© 2006—2025. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.