Чему нас учат короли

Чему нас учат короли

03.04.2024

Кафедральный Собор Св. Мунго - старейший собор Шотландии и старейшее здание в самом крупном городе Шотландии Глазго. Каменная готика, одновременно холодная, темно-серая, будто высеченная из монолита скалы и возвышенная благодаря высоким стрельчатым аркам и окнам, пленяет своим величием, рождает внутри благоговение. Изумительные витражи и старинные статуи - хранительницы тайн средних веков влекут зайти внутрь, обещая эти тайны открыть. Пораженный его видом, Вальтер Скотт писал: «Расположенное в большом и многолюдном городе, это древнее и массивное здание, казалось, стояло в полном одиночестве… Особенности его готического стиля были так строго выдержаны и так хорошо гармонировали с окрестностями, что у зрителя с первого взгляда создавалось впечатление благоговейной и великой торжественности».

Собор построен в начале XII века и освящён в 1136 году в присутствии короля Давида I Святого. Когда я встречаю подобные факты, например, почему этот монарх был прозван «Святым», они привлекают моё внимание. Прозвища имели короли многих европейских династий. Они давались по разным причинам, смотря по какой характерной черте правитель мог запомниться в исторической летописи своего народа. Когда мы речь ведём об Александре Невском, мы понимаем, что говорим о русском князе, одержавшем победу над шведами на Неве. Не надо объяснять, кого мы имеем в виду, когда упоминаем Петра Великого. 

Возьмём, к примеру, французского короля Генриха IV. Его мама, королева Наварская Жанна III, была не просто убежденной протестанткой. Она была признанным как политическим, так и духовным лидером французских реформаторов-кальвинистов, больше известных нам как гугеноты. До всем печально известной Варфоломеевской ночи число гугенотов во Франции достигало 10% от всего населения. 

Прославившаяся четвёрка мушкетеров по известному роману А. Дюма во главе с Д'Артаньяном участвовала в осаде города Ла-Рошель, последнем оплоте протестантов в религиозных войнах Франции. В известном и всем любимом советском фильме про мушкетеров мы видим, как рыцари короля в голубых плащах стреляют в безлико одетых протестантов. Возглавляла осаждённый город Жанна Наварская. После заключения мирного договора с французской королевой-матерью Екатериной Медичи она организовала брак своего сына Генриха, воспитанного в протестантизме, с дочерью Екатерины, католичкой Маргаритой. Генрих как протестант непосредственно участвовал в войне против католиков, едва избежав гибели во время резни гугенотов в День Святого Варфоломея. Чтобы стать полноценным королем Франции, он должен был перейти в лоно католической церкви, что он и сделал в июле 1593 года. После этого Папа Римский снял с Генриха отлучение от церкви и провозглашение его еретиком. «Париж стоит мессы», - сказал тогда Генрих. 

Одним из первых указов, который он принял как король Франции, был Нантский эдикт, который гарантировал протестантам религиозную свободу. Религиозная бойня во Франции закончились. С тех пор народ стал величать монарха прозвищем «Добрый». Он так и вошёл в историю: король Франции Генрих IV Добрый. Доподлинно мы не можем знать мысли Доброго монарха, но он, как никто понимал, что из-за бессмысленной войны, вспыхнувшей только из-за того, что люди по-разному поклоняются Богу, страдает все: весь народ и государство. «Клянусь честью, мне не по душе эта дурацкая война, в которой французы почему-то убивают и калечат французов. И, собственно, из-за чего? Почему я должен убивать этих еретиков-гугенотов, всё преступление которых состоит только в том, что они поют по-французски Псалмы, которые мы поём по латыни?» - спрашивает в фильме у своих друзей самый могучий во Франции мушкетер Портос. Д'Артаньян (красавец Боярский в голубой шляпе) верен себе: «Значит, Вы предпочитаете драке домашний уют? Уж не постарели ли Вы, милый Портос?» На что милый Портос с иронией отвечает: «Нет, я просто поумнел». Портос своим ответом удивил. В произведении он не отличался особо остротой ума. В этом сюжете автор устами мушкетера показал простую, но важную истину: когда религиозная форма становится важнее людей, религия становится злом.

Можно сказать, что поступок Генриха IV был вызван политическим мотивом. Но он, как только взошел на трон, остановил кровопролитие в стране тем, что позволил людям выбирать форму поклонения Богу и не платить за это жизнью. Своим эдиктом постановил, что форма поклонения не может быть важней самих поклоняющихся. «...Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» (Лк 9:49-50).

Уставший от войны народ назвал своего короля Добрым. Под этим прозвищем Генрих IV вошел в историю. Не Бог ли действовал через этого человека?

Можно привести противоположный пример. Прозвища монархам не возникали без причин. Королева Англии Мария I Кровавая (на родине её до наших дней именуют Bloody Mary - Кровавая Мэри). Первая коронованная женщина, как королева Англии и Ирландии. После того, как её отец, король Англии Генрих VIII, известный своим многоженством (у него было шесть жён, из них с двумя он развёлся, а двух казнил по обвинению в измене), отделился от римско-католической церкви и стал главой церкви англиканской, страну сотрясали внутренние конфликты. Разрушались прежние устои, разрушались церкви и монастыри, происходил грабительский передел земель, казна была разворована. Генрих оставил после себя Англию, погрязшую во внутренних распрях, погруженную в бедность. Став в возрасте 37 лет королевой, Мария посчитала виновниками всех бедствий протестантов. Она рьяно взялась за восстановление католической веры. Сначала полетели головы тех, кто мог угрожать её правлению. Наряду с восстановлением католических монастырей и церквей по всей стране запылали костры. Сотни протестантов были сожжены. Мария приказала не щадить даже тех, кто перед сожжением соглашался принять католичество. Этой королеве не поставили ни одного памятника на родине.

Традиционно прозвища своим монархам давал народ. Но были и исключения. Харальд - первый король, объединивший Норвегию. Он поклялся не стричься и не расчесываться, пока под свою власть не подчинит все норвежские земли, за что от народа получил прозвище Косматый. Победив врагов и став королем объединенной страны, он привёл в порядок свои длинные волосы и приказал называть себя Харальдом Прекрасноволосым. С таким именем и вошел в историю. Имел право, не поспоришь. 

Олег Вещий, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Иван Грозный, Екатерина Великая. Александр II, отменивший крепостное право - Освободитель. Император, при котором Россия жила без войн - Александр III Мирный.

Не будем вспоминать о Карле II Лысом, Людовике V Ленивом, Людовике VI Толстом, Карле VI Безумном и даже Сулеймане Великолепном. 

Вернёмся к монарху, который заложил камень в строительство одного из старейших Соборов Европы и который заслужил именоваться в своём народе Святым - королю Шотландии Давиду I. Почему король был прозван Святым, хотя никогда не был формально канонизирован? Летопись доносит, что Давид был человеком высоких благочестивых принципов, образованным, справедливым и одаренным. Своё правление он посвятил достижению «более изобильной жизни» для подданных. О Давиде I написано, что он не считал себя владельцем Шотландии, не относился к ней как к личной собственности. В стране он видел прежде всего людей, своих соотечественников, которыми призван управлять для их блага. Летописцы написали: Давид был не королем Шотландии, но королем шотландцев. Подобное отношение вызывало ответное уважение со стороны народа. Его тактичность и почтительность в обращении к любому человеку привлекали к нему людские сердца, позволили ему внедрить множество важных нововведений и реформировать традиционные, но бесчеловечные по своей сути устои.

Первым делом королем были введены законы против насилия и грабежей. Но воистину революционные перемены произошли в порядке судебного разбирательства. До правления Давида в Шотландии для определения виновного в судебных спорах был распространен механизм так называемого «Божьего суда», основанного на суевериях. Когда судьи не могли определить, кого оправдать, а кому вынести обвинительный приговор, они апеллировали «к Богу» как к окончательному судье. Это обращение сегодня выглядит в наших глазах диким и чудовищным по своей жестокости. 

Обвиняемый при «Божьем суде» должен был доказать свою невиновность, опустив руку в кипящую воду или подняв брусок раскаленного железа, либо встав на него. Считалось, что виновный получит увечье, а невиновный останется невредимым: Бог оправдает его. Потерпевший также в ряде случаев мог быть подвергнут этому испытанию как доказательству истинности его показаний.
Виновность также могла определяться путем погружения в воду: смотрели, всплывет человек или утонет. Для уверенности в полученном ответе испытуемого связывали. В особенно сложных случаях для получения доказательств к выносимому вердикту предусматривался поединок с боевым оружием в руках. Считалось, что Бог непременно дарует победу правому и тем самым явит истину, кого считать виновным. Малолетние, старики, калеки, которые в силу своего состояния не могли участвовать в поединке, вправе были нанять вместо себя бойца. Поединок мужчины с женщиной допускался, но для уравнивания шансов в бою мужчина помещался по пояс в тесную яму и оттуда отбивался от поражавшей его сверху женщины. Существует множество гравюр XII века, на которых изображены эпизоды «Божьего суда».
 
Давид заменил чудовищные методы определения виновного, введя совершенно иной порядок судебного производства: дело разбиралось местными жителями, выслушивавшими свидетельские показания обеих сторон и выносившими вердикт в отсутствие судьи-председателя, который затем, в соответствии с их выводами, устанавливал приговор. Король на уровне обязательного к исполнению закона ввел процедуру, известную нам сегодня как суд присяжных. Разбирательству в таком суде не подлежали только дела, связанные с тяжкими преступлениями, такими как убийство, поджёг, разбой, изнасилование. Эти дела были введены под юрисдикцию короны: их разбирали профессиональные судьи, назначенные самим королем. Бедняков монарх брал под личную опеку. В судебных делах их имущество рассматривалось как «имущество короля». 

Давид I считается основателем шотландских городов. Конечно, города существовали, но это были стихийно возникшие поселения без какой-либо организации общинной жизни. Каждый выживал, как мог: правым оказывался тот, кто был сильнее. О способах решения спорных вопросов мы уже знаем. Давид I, благодаря введенной новой устойчивой законодательной базе, не только успешно боролся с разбоями и грабежами, но превращал шотландские города в корпорации ремесленников и торговцев, которые умножали свое благосостояние производством и торговлей. Придавая силу городам, Давид усиливал Шотландию.

Будучи прекрасно осведомлённым о злоупотреблениях властью духовенства, Давид I, тем не менее, искал возможность поддержать авторитет церкви в глазах шотландцев и заботился о её развитии. Монарх запомнился как один из величайших монашеских покровителей средневековой Шотландии. За время своего правления Давид I основал более десятка новых монастырей, содействовал укреплению новых монашеских орденов. Монастыри превратил в образовательные центры, которые стали предоставлять королевству грамотных мужчин, способных управлять различными сферами жизнедеятельности государства. Кроме того, новые монастыри внедряли новые методы ведения сельского хозяйства. Развивалась международная торговля. 
Главным экспортом шотландских купцов стала овечья шерсть. Сейчас трудно предположить, что знаменитая тонкорунная, очень мягкая, воздушная овечья шерсть, из которой пряжа получается тончайшей, буквально паутинной, а вязанные изделия - более нежными и, соответственно, более дорогими, когда-то не вырабатывалась в Шотландии. Но именно при Давиде I в построенных им монастырях было освоено это новое для того времени ремесло.

Подданные знали, что их король был глубоко верующим человеком и вёл благочестивый образ жизни. Женившись из политических соображений на женщине гораздо старше себя, с детьми, был всю жизнь для неё почтительным и верным супругом.

К концу правления Давида Шотландия развивалась и процветала: расширялась торговля, в том числе международная, внутри страны был наведен порядок в системе налогообложения, государственная казна стабильно пополнялась, заработали по новой системе правила торговли и судопроизводства: создались условия, при которых человек мог приобрести состояние, не отнимая его у другого. Благоденствие и стабильность в стране способствовали развитию уникального, неповторимого в своих национальных традициях шотландского искусства.

Конец жизни монарха был омрачен трагическими для него событиями. Сперва умерла его жена, что стало для него настоящим потрясением. Давид больше не женился. Затем умер его сын. Потеря сына совершенно подкосила Давида, которому было уже за 70 лет. Начиная с этого момента Давид стал готовиться к уходу из бренного мира. Это проявлялось в делах, которые мог совершить только человек, благоговеющий перед Богом и любящий Его церковь. Он удвоил раздачу милостыни, сделал дорогие пожертвования церквям и составил завещание. Через год он умер, встретив кончину с глубоким внутренним спокойствием. 

Народ назвал своего короля Святым. Давид принял Шотландию изолированным скоплением небольших разрозненных и воюющих друг против друга общин, а оставлял ее организованным развивающим королевством. Одна из книг, описывающих его жизнь, называется «Король, который создал Шотландию».
Люди каким-то образом знают, какими должны быть святые посланники от Бога. Народ, назвавший своего короля Святым, видел в Нем отношение к ним Самого Бога.

Истинная вера умеет служить, отдавая. Она думает о благе других и действует исходя из этого. Вера всегда что-то предложит, потому что видит дальше своих нужд и желаний. Эгоизм не предлагает. Эгоизм требует и манипулирует. С эгоистом сложно что-то созидать. Его всегда что-то не устраивает. Ты тратишь силы и нервы не на дело, но на убеждение не убеждаемых. С эгоистом трудно везде: и на работе, и в семье, и в служении. Эгоист всё время говорит о себе, о том, сколько стоит каждое его усилие. Он постоянно возражает, потому что боится за себя. С ним ты ни в чем не можешь найти согласия, так как ему важно не дело, а он сам в нём. 

Первое, что делает настоящая вера - избавляет нас от эгоизма, потому что учит не боятся за себя, но доверять Богу. Свобода от страха высвобождает творческий потенциал, заложенный в человека. Вера способна радоваться успеху других, потому что настоящий успех, что в семье, что на работе, что в церкви может быть только общим. Вера поднимает упавшего, потому что его неудача наносит вред всем. Вера любит церковь. 
Если кто бы мог не жаловать церковь, так это Давид I. Но он понимал, что верить Богу невозможно без любви к Его церкви. Исходя из своих полномочий, он созидал и государство, и церковь. Как мы уже знаем, история знает примеры иного отношения со стороны монархов. Не всем нам даны высокие полномочия. И слава Богу! «Тяжела ты, шапка Мономаха!» (А. Пушкин, «Борис Годунов»). Но каждому из нас дано достаточно возможностей совершать поступки, которые открывают миру сердце Бога. Интересно, если бы нам, как королям прошлого, по завершении жизни давали прозвища, как бы назвали нас? Чем бы мы запомнились?

Автор: Андрей Онищенко

Другие статьи автора
Путь к познанию такой любви лишь один: получая бескорыстную любовь Бога в виде жертвы Сына Единородного, расти в ответной любви в обстоятельствах, которые не приносят нам никакой выгоды.
Одиночество как яд, который в нужных дозах лечит, а в больших — убивает.
Приводящий в трепет душу необычный сверху, как бы с Небес, вид на распятого Христа. Крест будто завис над Землей.
15 февраля состоялось Сретение Господне - один из двунадесятых (12 главных) православных праздников. Его традиция уходит в глубину веков.
Я раньше замечал, что долго болеющие люди постоянно говорят о своих болезнях. Как ни встретишь их - никакой другой темы.
Меня спросили: можно ли христианам наряжать ёлку на Новый год. Я полагал, что такой вопрос среди современных евангельских верующих давно не стоит.
Я думаю, что в этом сокрыто определённое Божье намерение.
Однажды на Хэллоуин я оказался в Голливуде. Я не слежу за датами подобных «праздников», но в тот вечер сразу понял, что происходит что-то ненормальное.
Мы знаем 2 и 3 главы книги Откровения как великий перечень Божьих обетований для каждой церкви о приготовленной им победе.
Итак, мы подходим, пожалуй, к самому неожиданному наставлению Апостола Петра, которое он даёт относительно проповеди Царства. Оно звучит так: «Царя чтите». 
Принятие суверенности Бога — это глубокое почтение к Его власти и абсолютное доверие Его любви. Это согласие с тем, что Бог говорит о Себе независимо от наших обстоятельств.
Люди сейчас стали начитанными, образованными и требуют к себе уважения. Не скажу, что образованными значит воспитанными, поскольку больше требуют уважения - в кассах, в транспорте, в учреждениях, собственно, везде - нежели готовы сами его проявлять.
В этом тексте речь не идёт об идеализации национальности, которая упоминается в нем.

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone